Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мирон. Дискобол Ланчеллотти.

Мирон. Дискобол Ланчеллотти.

" Пластическую концепцию Мирона позволяет представить его Дискобол, ок. 450 г. до н. э., реконструированный на основе римских копий и повторений благодаря описанию Лукиана. Статуя была бронзовая, как большинство атлетических в скульптуре строгого стиля. Юноша изображён в момент подготовки к метанию диска, в динамической позе, как бы застыв на миг. Через секунду он, расправившись как пружина, ме тнёт свой диск. Поза атлета - сложная, концентрирующая и физические и эмоциональные силы: она свидетельствует об умении атлета управлять собой, собираться, сжиматься для борьбы. Собственно действия там нет - дана его "предварительная стадия", которую постоянно изображали мастера строгого стиля. В этом есть и некая недосказанность, недоговорённость действия - ведь ещё неизвестно, как оно разрешится, но в то же время гармония целого позволяет надеяться, что бросок будет отличным. Фигура построена таким образом, что всё тело юноши не только согнуто, но и вращается: свободная левая нога опирается на пальцы, торс чрезвычайно напряжён, как и у Лада, обнажаются его "полые бока", грудь и лицо развёрнуты анфас, однако взгляд направлен не на зрителя, не прямо, а на диск. Широкий размах рук образует подобие лука, из которого сейчас вырвется и полетит в пространство стрела, и этой огромной напряжённой параболе отвечает другая, вертикально-симметричная - парабола изогнутого торса. Фигура дискобола, с одной стороны, замкнута, с другой - разомкнута: рука с диском прорывает пространство, но не перед фигурой, как это было обычно у греков, а за спиной (уникальный момент). Дискобол имеет прекрасные пропорции и анатомически совершенно построен. Мышцы, костяк сочленения, "вены и жилы" - всё, за чем бдительно следили греческие ценитель искусства, передано точно. Фигура очень натуралистична в отдельных своих частях и в то же время совершенно идеальна в целом.

Уже античные ценители Квинтилиан и Цицерон заметили, что Мирон активно применяет ракурс и что отдельно рассматриваемые части его фигур, и особенно головы, производят странное впечатление. "Где ещё вы найдёте такое искажённое и сложное движение?" - писал Квинтилиан, опираясь, очевидно, на греческие сочинения по скульптуре. И вместе с тем они, оправдывая мастера, утверждали, что любое иное решение могло стать ошибочным. Голова Дискобола, отдельно рассматриваемая, имеет сильную асимметрию двух половин: левая щека круглее, глаз уже и более вытянут, бровь изогнута круче, рот скошен в сторону. Но, поскольку голова опущена вниз и видится зрителем в сложном положении, эти корректировки рассчитаны на гармонизацию общего. У мироновского атлета очень короткая причёска в виде ряда наслаивающихся друг на друга коротких вьющихся прядей, ясно очерчен объём головы, над которой повис диск: "голове" диска-солнца вторит голова человека.

Однако эта чрезвычайно смелая и оригинальная фигура, с ярким идеальным пространством, вторгающаяся (аналогично Тираноубийцам и Зевсу с мыса Артемисион) в окружающий мир углом и предполагающая моментальную смену диспозиции (через минуту вместо головы переднее пространство прорежет диск), - статуя Дискобола выстроена с ориетацией на фронтальную точку зрения. Она не круглая, не объёмная. При взгляде в профиль она съёживается и сужается, теряет свой объём, и сзади её вид неполноценен. Великолепный и динамичный замысел Мирона реализуется в уплощённой - планиметрической - схеме. Однако это отнюдь не недостаток Мирона, а отличительная черта его дарования; многие афинские ваятели, в том числе Фидий, были более склонны к таким фасадным аспектам, чем к круглой дорической форме. Что же касается Рима, то там почти перестанут признавать круглые статуи, рассчитанные на всестороний обход, - памятники будут ставить у стен, и у многих из них задние стороны обработаны только суммарно."


Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 99-100.

Мирон. Дискобол. Бронзовая реконструкция.

Мирон. Дискобол. Бронзовая реконструкция.

Мирон. Дискобол. Около 450 года до н.э. Рим, Музей терм.

Мирон. Дискобол. Около 450 года до н.э. Рим, Музей терм.

Римская копия Дискобола, "Дискобол Таунли". Британский музей.

Римская копия Дискобола, "Дискобол Таунли". Британский музей. (Источник)

Статуя раненого воина. I век. Мрамор. Высота - 148 см. Рим, Капитолийский музей.

Статуя раненого воина. I век. Мрамор. Высота - 148 см. Рим, Капитолийский музей.

Античной частью данной скульптуры является только торс. Остальное - голова, руки и ноги - результат реставрации, произведенной в конце XVII века французским мастером Пьером Этьеном Монно. Реконструкция, сделанная из его убеждения, что это фигура раненого воина, дополнила торс соответствующими атрибутами - мечом и щитом. Образцом данной античной статуи считается знаменитый «Дискобол» (460 до н. э.) греческого скульптора Мирона. Некоторые исследователи даже называют этого воина его копией.

Иоганн Цоффани. Чарльз Таунли с друзьями в библиотеке. 1782. Бёрнли, Towneley Hall Art Gallery and Museum Иоганн Цоффани. Чарльз Таунли с друзьями в библиотеке. 1782. Бёрнли, Towneley Hall Art Gallery and Museum
Медная копия "Дискобола", стоящая на Большой паромной пристани в Екатерининском парке Царского Села. Мастерская Давида Альберта (Альберта Ивановича) Гамбургера. 1848. Фото Андрея Константинова. 2017. Медная копия "Дискобола", стоящая на Большой паромной пристани в Екатерининском парке Царского Села. Мастерская Давида Альберта (Альберта Ивановича) Гамбургера. 1848. Фото Андрея Константинова. 2017.

Уильям Чеймберс. Коллекция скульптуры Чарльза Таунли в столовой его дома на Парк Стрит, Вестминстер. Акварель. Британский музей. (Источник)

Винсент Ван Гог. Рисунок слепка статуи Дискобола. 1886. Амстердам, Музей Ван Гога

Винсент Ван Гог. Рисунок слепка статуи Дискобола. 1886. Амстердам, Музей Ван Гога

«Дискобол» Мирона (римская копия с оригинала середины V до н. э.). Москва, ЦПКиО, 1946 год.

«Дискобол» Мирона (римская копия с оригинала середины V до н. э.). Москва, ЦПКиО, 1946 год. (Источник)

Пьер Пробст. Статуя Дискобола в мастерской скульптора.

Пьер Пробст. Статуя Дискобола в мастерской скульптора. (Источник)

Вверх.

На главную страницу.