varvar.ru: Иллюстрированное описание Кольского полуострова / Село Поной |
Поной - село. На правом берегу реки Поной, в 12 километрах от устья. Образовалась около 1570 года как промысловая фактория нескольких монастырей. В 1748 году - около 70 человек населения, к 1938 году - 379 человек. С 1930 года - оленеводческо-рыболовецкий колхоз "Север". Ликвидировано в 1969 году.
Реклама:
"Поной – древнее селение Терской лопи. Около 1570 г. понойские лопари приняли христианство, которое здесь проповедовал монах Феогност. На царские деньги была построена для крещеной лопи церковь первопрестольных апостолов Петра и Павла, возле которой сначала поселились духовные лица, затем несколько русских крестьян Троице–Сергиева монастыря (Рубины, Верещагины, Русиновы). В 1608 году в Понойском погосте было 30 веж и 70 налогоплательщиков. Селение славилось «преизящными» семужьими ловлями на реке Поной. В конце XVI века сюда внедрился Троице–Сергиев монастырь, в 1658 году Поной стал вотчинным владением Воскресенского и Крестного монастырей (основанных патриархом Никоном) В 1659 году они добыли 23 852 рыбы семги.
В 1764 году жители Поноя перешли во владение государственной коллегии экономии. По ревизии 1782 года в Понойском погосте оказалось 35 веж и 265 жителей обоего пола.
В 60–х годах XIX века часть терских лопарей (Даниловы, Матрехины, Друженьковы и др.) поселились в Поное оседло. Поной стал центром обширной волости.
Источник: Селения Терского берега.
"Ещё одной важнейшей работой советского периода в былиноведении была книга С. И. Дмитриевой «Географическое распространение русских былин». Тщательно изучив все данные о местах, где были записаны былины, обычаях местного населения и даже его антропологическом типе, Дмитриева пришла к выводу, что сохранившиеся былины связаны только с поселенцами, предки которых пришли из Новгородских земель. «Там, где преобладали низовские переселенцы из Ростово-Суздальской земли, былин нет, это позволяет сделать важный вывод, что в XIV–XV вв. (время усиления крестьянской колонизации) в Ростово-Суздальской земле былин не было». Так, на Терском берегу Кольского полуострова собиратели отметили странность: жители села Поной не знали ни одной былины, в то время как у их соседей былины записывали десятками. Загадка разрешилась просто: в Поное обитала «москва» — потомки выходцев из Ростово-Суздальского Поволжья. Даже века соседства с поморами, потомками новгородцев, не помогли выходцам из московских земель сродниться с былинным эпосом. Русские былины оказались эпосом Новгорода. В Сибири также былины записывали именно там, где жили переселенцы с новгородских краёв."
Источник: Озар Ворон. Времена русских богатырей. По страницам былин — в глубь времён.
Реклама:
Одно из самых древних, испокон веков богатое, с интереснейшим прошлым, поморское село Поной всегда притягивало к себе многочисленных торговцев, путешественников, историков и различных ученых со всего света. Но история этого села, как и всех поморских сел и становищ к северу от Поноя, внезапно оборвалась решением партийного руководства области о не перспективности поморских сел. Что послужило истинной причиной такого постановления, для меня до сих пор остается загадкой. Депортация жителей всего северного побережья Кольского полуострова проходила по гениально простой схеме. На примере села Поной это выглядело следующим образом: «...Постепенно, методично принимались меры поставить народ перед фактом – жить в Поное нет возможности. Подталкивали умирание села: умышленно сворачивали службы и организации, лишали людей элементарных удобств: из школы десятилетки сделали семилетку, четырехлетку, а потом и вовсе закрыли. Из больницы сделали фельдшерско-аккушерский пункт, а потом и медпункт закрыли. Позже закрыли почту, магазин и прочее. Но это еще не все. За всю историю существования этого древнего края люди не испытывали такого позора и унижения. Их, веками живших рекой и морем и общавшихся водными путями по всему поморью, разъединили пограничными зонами. Чтобы выехать из реки в море или заехать обратно – пусть попросят, поунижаются специальных пропусков. А с появлением рыбнадзора лишили и рыбного промысла. Довели до того, что рыбак стал бояться поставить на стол кусок семги. Вот и начали люди бросать нажитое годами, заколачивать дома и кто куда перебираться в другие села и города». Из письма бывшему жителю с. Поной В.П. Долгих от брата. |
Побывав позже в Мурманском краеведческом музее, мы с Димой наткнулись на интересную информацию: оказывается, в 1855-м году англичане напали на село Поной. И ведь не лень же было плыть! Теперь здесь живет один единственный человек.
Однако, есть, видимо, что-то такое в этом месте: что выселенное пятьдесят лет назад село до сих пор стоит и не исчезло полностью с лица земли. В советские годы старинные дома охраняла от разорения и поджогов расположенная неподалеку большая военная часть. Потом не стало и ее: но тут одному из бизнесменов, заправляющему туристическим рыболовным промыслом, пришло в голову сделать из села рыболовную базу в «традиционном стиле». Оставшиеся дома отремонтировали, построили сауну, столовую, и поселили сторожа все это охранять.
Вдоль центральной улицы села ведет довольно высокий настил из досок
В дальней части поселка стоит несколько неотремонированных полуразвалившихся домов
На поселковом кладбище
В селе Поной расположен один из знаменитых лабиринтов Кольского полуострова - очень древних сооружений, назначение которых теперь не вполне ясно. Лабиринты Беломорья, как считается, построены приблизительно в I тыс. до н.э. Летом общий рисунок камней не особенно хорошо различим из-за травы
Мы попросились у сторожа, азербайджанца Алика, пожить денек в селе. Сказали, что хотим после пойти смотреть Терско-Орловский маяк, а потом вернуться. Алик – человек хороший, поселил нас в довольно приличном доме, хоть и ворчал, что «не положено». Правда, немного странноват. Спрашиваем:
– А можно мы часть вещей оставим? Тяжело ж все с собой таскать.
– Нет! Вещи оставлять нельзя! Я не хочу нести за них ответственность.
– Да мы оставить-то хотим только старые шмотки. Кому, кроме нас, они нужны.
– Нет, нет! Нельзя.
В итоге, кончилось тем, что мы по-тихому спрятали вещи на чердаке.
По слухам, в доме, где мы жили, останавливался побывавший в 96-м году на Поное Ельцин. Дом действительно хороший: внутри очень чисто, две комнаты, большая печь, стол и старинный шкаф. По вечерам, когда Алик заводит генератор, есть свет.
Рыбинспектор, с компанией, дожидаясь вертолета, жил в доме сторожа, периодически заглядывая к нам и спрашивая, все ли у нас в порядке."
Источник: Алексей Власюк - Кольские записки
Реклама: