Летучий камень - сейд в среднем течении реки Поной Летучий камень - сейд на горе Сейдпахк (высота 188 метров) в среднем течении реки Поной. Впервые описан участником Лопарской экспедиции 1926-1929 годов этнографом Владимиром Владимировичем Чарнолусским в книге "В краю Летучего камня".

Сейд Летучий камень на горе Сейдпахк в среднем течении Поноя

"... На утро наши надувные суда пересекали озеро в южном направлении. Неизвестному хозяину зимовья мы в знак благодарности оставили сгущенного молока и конфет, выкроив из запасов экспедиции. Без труда отыскав проход в зарослях средней части озера, называемой «салмой», направились к Поною. Плыть по озеру помогало слабое течение, а весла изредка стучали о дно. Поной вытекал из озера широким рукавом, в котором повсюду торчали черные валуны. Под вечер вошли в его русло.

Чистая, как зеркало, река тянулась к горизонту, отражая остроконечные ели на низких речных берегах. Где-то здесь должна находиться гора Сейдапахк со своим знаменитым сейдом.

Осматривая в бинокль окрестности, я обнаружил на одной из гор черное пятно большого валуна. Вскоре стало видно, что валун этот стоит, как на постаменте, недалеко от вершины горы. Мы причалили к берегу в месте, от которого, как нам казалось, ближе всего до камня. Было уже ясно, что описанный Чарнолусским Летучий камень мы нашли и от нас до него каких-то 500 метров .

Однако подходы к горе оказались очень трудными. Наш путь пролегал по болоту, сплошь заросшему густым, высоким, как стена, ивняком. Проломившись через болото, вошли в заболоченный лес, скрывший все ориентиры. Пробираясь по нему, едва не прошли мимо горы, но вскоре стал ощущаться подъем, а пышная болотная растительность сменилась ягелем. Лес поредел, всюду лежали стволы елей, все как один упавшие в одном направлении. Это работа жестоких осенних ветров, дующих с севера. Если знаешь эту особенность, вполне можно обходиться без компаса.

Но вот и лес остался позади, и перед нами предстал во всем своем величии Летучий камень. Смолкли разговоры. В какой-то благоговейной тишине мы осторожно карабкались по скалам, преодолевая оставшиеся метры. Вот оно — чудо природы, случайность геологических процессов или, может быть, результат творения какой-то мистической силы? На трехметровом валуне-постаменте пирамидально-треугольной формы покоился уплощенный сверху и снизу гигантский камень. Лежал он так, что на постаменте находилась только меньшая его часть, по крайней мере, так виделось снизу. Казалось, что толкни его — и он свалится со своего ложа, а может быть, и взлетит, и отправится искать покоя в лучшие места, где не будет столь бесцеремонных пришельцев, как он уже сделал это в стародавние времена...

По саамской легенде, этот камень прилетел откуда-то из Скандинавии. Он долго искал спокойного и благодатного места, опускаясь на землю во многих местах Лапландии, и не находил его. То горы не нравились ему, то воды и ветры, или люди относились к нему без должного уважения. И вот он нашел свое место здесь, на озере Вулиявр, на высокой горе, покрытой сединой лишайников. Сел на свое будущее ложе, как бы еще не решив окончательно остаться здесь. Повернулся лицом на обширное понойское болото со святым потаенным озером Сейдъявр и понравилась ему эта земля. Так с тех пор и покоится он здесь, пока еще остается нетронутым этот уголок природы, пока еще люди относятся к нему с должным почтением.

История не донесла до нас полностью легенды о Летучем камне, только ее отзвуки. Саамы крайне неохотно посвящали в свои тайны чужеземцев, даже тех, с которыми долго жили вместе, кого уважали. Тайны народа саами — только для самих саами. Не поведали они легенду о Летучем камне и Чарнолусскому, хотя в те времена кто-то из них еще помнил ее. Чарнолусский уловил лишь обрывки этого мифа, которые я здесь привел. Эти обрывки — все, что нам осталось. И еще этот камень.

Мы осторожно трогали его ладонями. Удивительно, но породы, из которых сложены камень и постамент, совершенно разные. Породы камня очень темные, даже черные, тогда как постамент и выходы окружающих скал состоят из каких-то светлых гранитогнейсов, которые к тому же местами покрыты серебристыми лишайниками. Так что по цвету Летучий камень очень контрастирует с окружающим его фоном и хорошо выделяется на нем. Я думаю, любой человек, даже ничего не знающий об этом камне, оказавшись около него, испытал бы чувство удивления. Что же говорить о древних лопарях, почитавших святые камни... Они обожествили Летучий камень. Приходили к нему со своими горестями и болезнями, ожидали от него помощи, удачи в своих делах. Сколько раз предсказатели-нойды пользовались тем страхом и почтением, которые внушал Летучий камень людям!

В прошлом веке, во время активной христианизации народов Севера, русские миссионеры пытались свалить камень, уничтожить его как символ язычества. С этой целью вокруг него возводились строительные леса. Но попытка успеха не имела. Мы стояли на скале рядом со священным камнем. На запад от горы Сейдапахк до горизонта тянулось обширнейшее болото, ровное, как стол. Неподалеку голубело небольшое округлое озеро. Это, по всей видимости, и было описанное Чарнолусским озеро Сейдъявр — озеро Свято. Название этого нет ни на одной топографической карте. Долгое время существование озера саами держали в строжайшей тайне: с ним был связан один из культовых обрядов, который еще не так давно проводился здесь. Об этом обряде Чарнолусский услышал от местных жителей целую сагу. Ее обрывки и сейчас знают многие жители Кольского полуострова. Суть обряда состояла в том, что раз в год, в день, указанный нойдой, все жители окрестных погостов отправлялись на озеро ловить рыбу. Шаман выбирал самую красивую девушку — символическую жертву озеру. Ее украшали водорослями, поднятыми со дна, и везли на первом баркасе. Процессия в полной тишине заплывала в озеро. Сигнал к началу лова давал тот же шаман. Сети забрасывали только один раз, но вылавливали столько, что хватало всем. Девушку увозили на последнем баркасе. Протоку в озеро тщательно маскировали.

На Кольском полуострове подобных озер много. По всей видимости, все они служили местом такого обряда. Обычно они удалены от поселений, скрыты от взоров чужаков и к ним ведет одна дорога — узкая протока. Самое знаменитое из таких озер — Сейдозеро в Ловозёрских тундрах, где мы в прошлую экспедицию впервые услышали эту легенду от местных жителей. ..."

В.И.Горшков. "К шаманам, которые не умирают"

Вверх.

На главную страницу.