varvar.ru: Архив / Тексты / Переслегин / Понятие менталитета |
1. Коэффициент интеллектуальности (IQ) человека определяет величину действительной части информационного сопротивления психики человека (то есть, эффективность данной личности, как информационного усилителя).
2. Тип информационного метаболизма (ТИМ) определяет величину комплексной части информационного сопротивления (то есть, каким образом данная личность поворачивает в аспектном пространстве вектор, обозначающий приходящую информацию).
3. Вместе эти параметры характеризуют особенности работы вычислительной системы, называемой "мозг": "тактовую частоту", приоритетную "входную информацию", приоритетную "выходную информацию", возможные ошибки и пр. Иными словами, это "hardware" психики: то, что для системы "человек" играет ту же роль, что аппаратное обеспечение в системе "компьютер".
4. Насколько можно судить, ТИМ и уровень интеллекта человека определяются в момент его рождения (рассуждая осторожнее, скажем: в течение первого года жизни).
5. Фрейдовская структура (Ego, SuрerEgo, Id, набор комплексов - противоречий психики) формируется к 3 годам. Данная структура определяет скорость эволюции психики.
6. Однако, формирование личности человека не заканчивается к трем годам. Разумно предположить, что после того, как сформированы "аппаратные средства" и загружена "операционная система", под действием информации, приходящей к личности из внешнего мира, под давлением структурных противоречий психики начинает формироваться "программное обеспечение" - software психики.
7. Назовем это программное обеспечение МЕНТАЛИТЕТОМ психики.
8. Менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор целей (стратегических и тактических, жизнесодержащих и жизнеобеспечивающих).
9. Менталитет формируется в результате индукционного воздействия на человека внешнего мира. Основными факторами определяющими тип менталитета являются (в нисходящем порядке):
10. Особенности менталитета человека наиболее ярко проявляются в стрессовых ситуациях, когда возникает "конфликт целей". (См. например, Г. Каттнер "Механическое эго": " - Ты трогать моя подруга, - заревел питекантропоообразный мистер Мартин, теряя всякую связь с ХХ веком, - Я - убивать!")
11. Насколько можно судить, не существует функциональной связи между ТИМом и менталитетом человека. Существование корреляций не удалось ни доказать, ни опровергнуть. В дальнейшем мы будем считать ТИМ и менталитет независимыми.
12. Поскольку менталитет есть результат программирования человека обществом, его теоретически можно изменить. Следует, однако, учесть, что формирование менталитета продолжается около 12 лет (с 3 лет до 14 - 16). Следовательно, если учесть, что способность мозга к обучению падает примерно как _t, на смену ментальности понадобится около 100 лет. То есть, практически это невозможно, и для взрослого человека тип ментальности можно считать статической характеристикой.
13. Теория менталитетов, соционика и психоанализ разделены в функциональном пространстве. Соционика отвечает на вопрос об особенностях мышления личности безотносительно к предмету этого мышления. Психоанализ освещает источники психического развития. Модель менталитетов занимается сознательной (в отличие от психоанализа) деятельностью людей, их взаимодействием с большими социальными группами (в отличие от соционики, работающей, как правило, с парными взаимодействиями или микрогруппами), интересуется предметом мышления безотносительно к его форме, ценностными и идеологическими ориентациями.
14. Происхождение ментального расслоения сознания связано, по видимому, со стратификацией европейской цивилизации.
1. При анализе мемуарной и художественной литературы, при изучении биографий выдающихся личностей, при наблюдении окружающих людей удалось выделить четыре основных менталитета: варварский, интельский, аристократический, буржуазный.
(Аналогичные ментальности выделяются и при стратификационном анализе.)
2. Варварский менталитет является древнейшим. Насколько можно судить, он связан с эпохой распада родо-племенных отношений (для Европы - эпоха великого переселения народов, менталитет которой отражен, например, в скандинавском эпосе).
Для психики "варвара" характерно:
С социальной точки зрения "варвар", как правило, отождествляет себя с микрогруппой, в роли которой может выступать семья, компания друзей, коллектив единомышленников. Угроза данной микрогруппе воспринимается, как личная, и вызывает однозначный отклик: "Я - убивать!".
Варвары могут как произвольно менять усвоенные в детстве философские и религиозные убеждения, так и оставаться им верными. Суть дело в том, что они не относятся к столь абстрактным категориям серьезно.
С религиозной точки зрения варвары, как правило, язычники (которые могут называть себя христианами, буддистами, атеистами и пр.) С политической точки зрения поддерживают киплинговскую концепцию "хладное железо властвует над всем".
Примерами "варваров" могут служить: в литературе Конан, герой произведений Говарда, Оберон ("Янтарный цикл" Р. Желязны), Мартин под воздействием матрицы Мамонтобоя ("Механическое эго" Г. Каттнера); среди политических деятелей - Бисмарк, Черчилль.
3. Формирование аристократического менталитета связано с образованием "варварских королевств" и генезисом феодализма в Европе. Этот менталитет отражен в "Песни о Роланде", в кельтских сказаниях, артуровском цикле, во многих произведениях жанра фэнтези.
Для психики аристократа характерно:
- стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость (иногда, выглядящая надменностью);
- утонченность (в том числе, и в сексуальной сфере);
- стремление "производить впечатление на окружающих", что проявляется в стиле одежды, в стиле поведения, в манере совершать покупки (аристократ принципиально не способен торговаться: если вещь его устраивает, или если покупка по его мнению необходима для поддержания престижа, аристократ покупает за названную цену, сколь бы несуразно она не выглядела; окружающие воспринимают это, как привычку "сорить деньгами");
- стремление "иметь все самое лучшее" - если ехать в поезде, то в вагоне СВ, если жить в гостинице, то - в первом классе;
- умение противостоять страху (в том числе, страху смерти);
- честность, вытекающая из презрения ко лжи, которая воспринимается, как слабость.
("Честность" следует понимать здесь, как синоним слова "честь", но, отнюдь, не как "правдивость". Правильно сказать, что аристократ стремится не лгать там, где ложь может быть воспринята собеседником, окружающими или "историей", как недостаток мужества.)
Социально аристократ всегда одинок: максимальная группа, с которой он себя отождествляет, это семья (вернее дети) и то далеко не всегда ( См. например, "Железного зверя" С. Иванова: "Для Тигра существует только он. В крайнем случае - еще его тигрята").
Характерное свойство характера аристократа - верность (друзьям, убеждениям и пр.) вытекающая не столько из высокой нравственности, сколько из боязни показаться слабым и зависимым. Строго говоря, аристократ может изменить победителю, но он не изменит побежденному. (Хотя бы из опасения, что другие могут считать побудительной причиной смены убеждений страх.)
Аристократы, как правило, не исповедуют христианство протестантского толка или буддизм. В остальном их религиозность может быть любой, допускающей личную верность Богу (богам).
Политически, аристократы тяготеют, естественно, к аристократической форме правления. Независимо от того, в какой социальной структуре они функционируют, они мыслят свое социальное положение в рамках системы вассалитета с личной преданностью сюзерену.
Примерами аристократов могут служить Бенджамин Дизраэли (как реальный, так и его матрица из рассказа Каттнера), Атос, У. Эко, И. Ямомото.
4. Интельский менталитет формировался на стыке позднего феодализма и эпохи Возрождения. Социум при этом находится на более высокой ступени развития, нежели при формировании варварского или аристократического менталитета. Уровень жизни выше, выше и уровень физической безопасности. Соответственно, ниже требования к жизнестойкости личности.
Эпоха характеризуется нарастанием в обществе идеологической борьбы в современном смысле этого слова. Источником ее было противостояние замкнутой церковной иерархии, обладающей монополией на толкование священных текстов, и образованными людьми, к этой иерархии не относящимися. Следствием данного конфликта оказалось, в частности, создание универсальных религиозно-идеологических доктрин (вылившихся двумя столетиями позже в реформацию и контреформацию), специфических духовных орденов (иезуиты), суда инквизиции. В той же мере конфликт способствовал возрастанию роли университетов, созданию зачатков системы образования, развитию светской науки.
В сущности, обе противоборствующие стороны требовали абсолютной духовной власти и разрабатывали для этого необходимые инструменты. Их опыт был использован в первой четверти ХХ века при конструировании тоталитарных режимов, многие негативные стороны которых связаны с преобладанием "недуализированного" интельского менталитета.
Интельский менталитет характеризуется:
- полным отсутствием демонстративности;
- пренебрежением к комфорту во всех его проявлениях;
- способностью и стремлением к абстрагированию, серьезным отношением к понятиям, не имеющим прямых аналогов в реальном мире;
- высокой работоспособностью, степень которой не зависит от объективной ценности ожидаемого результата (цель жизни есть познание, например - познание бога; орудие познания - работа; процесс важнее, чем результат; отрицательный результат - тоже результат);
- высокой честностью в обращении с фактами и абстрактными построениями;
- приоритетом социальных отношений перед личными;
- выраженной сексуальной закомплексованностью (поскольку они, во-первых, носят личный характер; во-вторых - демонстративны по своей природе; в-третьих - подразумевают определенный уровень физического здоровья и выносливости);
- чувством зависимости от внешней непреодолимой силы (которой может быть Бог, Природа или же - Церковь, Наука - обязательно с большой буквы);
- страхом смерти и физической боли, низкой выносливостью тела и духа.
Интель, как правило, отождествляет себя с идеологической системой (не обязательно, господствующей), проповедником, разработчиком и защитником которой он является. Соответственно, интель всегда входит в значительную по величине социальную группу. Он не отличается верностью по отношению к отдельным людям (в том числе - и членам данной группы), но сохраняет верность группе в целом: ценностям, в ней принятым. Обычно, эта верность сохраняется даже под сильным давлением.
Интели, как правило, христиане или атеисты.
Политически - стремятся к замкнутым пирамидальным социальным системам, таким как университеты, научные общества, храмы, монастыри, разведовательные и контрразведовательные органы.
Примерами интелей можно считать Торквемаду, Альтшуллера, штандартенфюрера Штирлица, Б. Клинтона, А. Карпова.
5. Буржуазный менталитет является наиболее молодым. Его формирование относится к ХVI - ХVII векам и связано с реформацией и распространением протестантизма. Особенностями менталитета являются:
- бережливость, экономичность (что проявляется во всем, в том числе - и в сексуальных отношениях);
- работоспособность, нередко выглядящая, как неумение отдыхать;
- аскетизм;
- неискренность;
- рационализм, рациональная жестокость ("Боливар не снесет двоих");
- стремление к функциональности (питаться только полезными продуктами, читать только рекомендованную литературу, иметь только те знания, которые могут оказаться необходимыми в жизни);
- стремление к накопительству, причем деньги являются целью сами по себе, а не как источник тех или иных благ;
- приоритет так называемых "традиционных ценностей";
- низкая выживаемость при жизненных катастрофах (например, при увольнении и потере социального статуса);
- приоритетом экономических отношений перед личными.
Буржуа отождествляет себя с экономической системой и "своим" социальным слоем. Не отличается верностью друзьям и близким, и, по-видимому, вообще верностью, что не мешает ему защищать традиционные ценности, такие, как религия, семья, мораль, веря при этом в свою искренность.
Буржуа чаще всего тяготеют к протестантской религии.
Политически стремятся к демократии американского или французского образца.
Примерами буржуа можно считать многих героев Джека Лондона. К этому же типу ментальности относится Дж. Мейджер, М. Горбачев, Д. Эйзенхауэр, Ш. Де-Голль.
Таблица 1. Ориентации менталитетов.
Варвар |
Аристократ |
Интель |
Буржуа |
|
Эпоха формирования |
Распад родоплеменного строя |
Генезис феодализма |
Генезис идеологии как основы государственной системы; эпоха Возрождения. |
Реформация; генезис капитализма |
Личные ценности |
Сила (рower), свобода |
Независимость, гордость, честность, верность |
Аскетизм, отсутствие демонстративности, работоспособность, честность |
Бережливость, работоспособность, рационализм, функциональнальность |
Социальные ценности |
Семья или иная микрогруппа |
Личная честь |
Идеология, представляющая ее группа и принятые в ней ценности |
Экономическая система, социальный слой |
Религиозные ценности |
Политеизм |
Допускающие личную верность богу |
Подчинены идеологическим |
Протестантская религия |
Политические ценности |
Власть сильному. |
Аристократия, вассалитет |
Замкнутые пирамидальные системы (церковь, наука, Госбезопасность) |
Демократия |
Жизненные устремления |
Получение новых впечатлений, ощущений |
Повышение Престижа, служение идеалу |
Абстрактная интеллектуальная активность; накопление информации, как самоцель |
Накопление средств, как результат труда и экономии |
Страхи, комплексы |
Противоречия, не допускающие однозначного решения |
Противоречие между долгом по отношению к разным людям |
Страх смерти и страдания, сексуальные страхи |
Потеря социального статуса |
Выносливость Сексуальная активность |
Очень высокая. Избыточно велика |
Высокая. Носит утонченный характер |
Низкая. Недостаточна, высока закомплексованность |
Низкая. Носит "экономичный" характер |
6. "Чистые" менталитеты являются исключением. Как правило, при формировании личности смешиваются самые разные влияния и создаются "композитные менталитеты". В очень хорошем приближении можно ограничиться 16-ментальной моделью, изоморфной соционике. В рамках этой модели рассматривается взаимодействие в психике человека двух основных ментальностей, влияние же остальных ментальностей считается несущественным.
Имеем: 1. варвар с оттенком варвара (чистый тип, рассмотренный выше);
2. варвар с оттенком аристократа;
3. варвар с оттенком интеля (неустойчивый тип);
4. варвар с оттенком буржуа (неустойчивый тип);
5. аристократ с оттенком варвара;
6. аристократ с оттенком аристократа (чистый тип);
7. аристократ с оттенком интеля;
8. аристократ с оттенком буржуа (крайне неустойчивый тип);
9. интель с оттенком варвара (неустойчивый тип);
10. интель с оттенком аристократа;
11. Интель с оттенком интеля (чистый тип);
12. интель с оттенком буржуа;
13. буржуа с оттенком варвара (неустойчивый тип);
14. буржуа с оттенком аристократа (крайне неустойчивый тип);
15. буржуа с оттенком интеля;
16. буржуа с оттенком буржуа (чистый тип).
Строго говоря, все смешанные типы менее стабильны, нежели чистые (связанно это с тем, что целевые установки разных ментальностей не могут быть совмещены в рамках одной личности). Соответственно, "смешанные ментальности" менее жизнестойки, но зато они динамичнее, их психическое развитие происходит быстрее, чем у "чистых" типов. Наиболее неустойчивым сочетанием являются ментальности буржуа и аристократа, чьи ценности прямо противоположны.
Таблица 2. Смешанные менталитеты.
Менталитет |
Варвар |
Аристократ |
Интель |
Буржуа |
С оттенком варвара |
О.Бисмарк, У.Черчилль, Д.Ллойд-Джорж, Р.Говард, М.Волошин, Конан, Оберон, Мамонтобой |
Ю.Цезарь, Дж. Толкиен, Бенедикт, Фиона |
Ф.Рузвельт, Б.Ельцин, З.Фрейд Темучин ("Конные варвары") |
Дж.Чемберлен А.Собчак, Наполеон 1, Каин |
С оттенком аристократа |
М.Тэчер, Портос, Корвин, Жерар, Язон-дин-Альт, Д.Трускиновская |
И.Ямомото, Б.Дизраэли, У.Эко, Р.Желязны, Н.Гумилев, Атос, Джулиан, Дейдра, Мерлин (Желязны), Виаль |
Перикл, М. Цицерон, К.Маркс, К.Юнг, В.Рыбаков, Бранд, Мерлин (Мэри Стюарт), М.Веллер |
А.Столяров, С.Рушди, Флора, Льювилла |
С оттенком интеля |
Н.Хрущев, Р.Рейган, А.Азимов, А.Лазарчук, Дворкин |
Ришелье, А.Гитлер, А.Эйнштейн, Н.Ютанов, С.Иванов, Арамис |
Б.Клинтон, Торквемада, Г.Альтшуллер, А.Карпов, Штирлиц, Майках ("Специалист по этике") |
Дж.Буш, О.Чемберлен |
С оттенком буржуа |
Ф.Энгельс, Швейк, Рэндом, Ааз, Н.Бор |
Э.Ласкер, С.Лем, Д'Артаньян, Оппенгеймер |
И.Сталин, Л.Ландау, И.Ефремов, С.Логинов |
М.Горбачев, Дж. Мейджер, Эйзенхауэр, Ш.Де-Голль |
(Данные в таблице носят сугубо ориентировочный характер)
1. Взаимодействие разных типов менталитета всегда есть попытка разрешения антагонистических противоречий. Поскольку сам по себе менталитет формируется индукционным путем, он неизбежно стремится индуцировать свою структуру (ценности, приоритеты и пр.) в окружающий мир. Поскольку менталитет (если уж он сформировался) представляет собой связанную самосогласованную устойчивую в смысле Ле-Шателье систему, то есть - типичный эгоцикл, человек АБСОЛЮТНО УБЕЖДЕН в "правильности" парадигм своей ментальности. Если проводить аналогию с соционикой, то можно сказать, что менталитет обладает свойствами сразу и первой, и второй функции: человек крайне негативно реагирует на критику и даже простое сомнение (реакция первой функции) и при этом стремится воздействовать на окружающих, подчиняя их менталитет своему (реакция второй функции). Понятно, что такое поведение провоцирует конфликт.
2. Конфликт тем сильнее, чем более отличаются ценности.
3. Чистые типы конфликтуют сильнее, нежели смешанные.
4. Наиболее сильный конфликт возникает в парах "аристократ - буржуа" и "варвар - интель". С точки зрения аристократа буржуа прежде всего бесчестен, затем - скуп и скучен. Кроме того, он труслив и не отличается жизненной стойкостью. Аристократ согласен признать за ним трудолюбие, бережливость, религиозность, но эти качества он не считает достоинствами. С точки зрения буржуа аристократ глуп, надменен (не имея на то ни малейшего основания), расточителен, претенциозен, властолюбив. Буржуа признает приверженность аристократа закону чести, но не считает это достоинством. C точки зрения варвара интель бесчеловечен. Его интеллект, который варвар признает, - интеллект уэллсовского марсианина, воплощение рациональности, но не разумности. К тому же варвара раздражает в интеле закомплексованность, трусость, жестокость. С точки зрения интеля варвар опять-таки бесчеловечен. Он жесток, глуп, ориентируется на силу. Он - сладострастное животное, не понимающее сути абстрактного мышления, не способное оценить служение идеалу.
5. Как следствие, типы со смешанной аристократическо-буржуаз ной и варварско-интельской ментальностью внутренне противоречивы и крайне нестабильны. Для них вероятны все формы психических расстройств: от шизофрении до признаковых комплексов.
6. Менее конфликтным является взаимодействие в парах "варвар-буржуа" и "аристократ-интель".
7. Наименее конфликтными являются взаимодействия "варвар - аристократ" и "интель-буржуа". (Совпадение личных и в известной мере политических ценностей).
8. Слабо конфликтными являются взаимодействия "ментальных зеркальников" (например, аристократа с оттенком варвара и варвара с оттенком аристократа). Вообще, создавая коллектив, следует стремиться к тому, чтобы по крайней мере одна составляющая менталитета совпадала у всех его членов. На этой основе можно создавать общегрупповые ценности и совместный эгрегор.
1. В отличие от сложной системы соционических отношений, ментальные отношения различаются лишь оттенками. Все они (за исключением тождественных) представляют собой разную форму конфликта.
2. Удобно создавать теорию межментального взаимодействия "методом последовательных приближений", который основан на "иерархии времен" формирования менталитетов. В рамках этой модели выделяются "древние" менталитеты - аристократы и варвары и "современные менталитеты" - интели и буржуа.
В нулевом приближении отношения внутри каждой группы считаются тождественными, отношения между группами - конфликтны.
"Древние" |
"Современные" |
|
"Древние" |
Тождество |
Конфликт |
"Современные" |
Конфликт |
Тождество |
нулевое приближение
Как правило, при работе с производственным коллективом нулевого приближения вполне достаточно.
В следующем приближении нетождественные отношения внутри группы рассматриваются, как конструктивный конфликт". В таком конфликте межментальные противоречия носят "тризовский характер", то есть, существует способ взаимодействия, при котором удовлетворяются требования обеих менталитетов. (Например, идеологическая система интеля может включать в себя такие характерные ценности буржуа, как рациональность и бережливость; "свобода" варвара совместима с "честью" аристократа.)
В рабочем приближении различаются следующие оттенки: полный конфликт (все ценности и устремления противоположны и не могут быть согласованы), личный конфликт (могут быть согласованы социальные, но не личные цели), социальный конфликт (могут быть согласованы личные, но не социальные цели).
варвар |
аристократ |
интель |
буржуа |
|
варвар |
тождество |
Конструктивный конфликт |
полный конфликт |
личный конфликт |
аристократ |
Конструктивный конфликт |
Тождество |
социальный конфликт |
полный конфликт |
Интель |
полный конфликт |
Социальный конфликт |
тождество |
конструктивный конфликт |
Буржуа |
личный конфликт |
полный конфликт |
конструктивный конфликт |
тождество |
Дальнейшее "расщепление" приводит, естественно, к шестнадцатиричной модели, структурно изоморфной теории интертипных взаимодействий А. Аугустиневичуте. Проще всего ее строить в формализме оттенков. (Например, отношение между варваром с оттенком аристократа и буржуа с оттенком интеля представляет собой личный конфликт - варвар-буржуа - с оттенком социального конфликта - аристократ-интель.) На данный момент для практических целей это приближение выглядит избыточным.
1. Диагностика менталитета имеет ряд особенностей по сравнению с диагностикой соционического ТИМа. Поскольку часть признаков, определяющих ТИМ, формируется еще до рождения ребенка, то есть, связана с генетическим кодом, существуют четкие корреляции между ТИМом и внешностью. Соответственно, очень часто тип может быть определен простым наблюдением.
Менталитет создается в сознательном возрасте, когда фенотип уже сформирован. Поэтому, на внешность менталитет влияет лишь опосредовано - через образ жизни, и определение менталитета по фенотипическим признакам затруднено.
С другой стороны, менталитет, будучи явлением индукционной природы, стремится активно проявлять себя. В отличие от особенностей психотипа, которые нередко люди пытаются скрыть от других, особенностями менталитета гордятся и выставляют их на всеобщее обозрение (даже "недемонстративные" интели и буржуа). Следовательно, в отличие от ТИМа, который диагностируется косвенными вопросами, менталитет можно диагностировать прямыми вопросами.
2. Как правило, ведущий менталитет проявляется значительно сильнее, нежели оттеночный, и именно с него следует начинать диагностику.
3. Проще всего определить "возраст" менталитета. Для обоих "древних" менталитетов характерна уверенность в своем физическом здоровье, силе, выносливости. (Уверенность, разумеется, не всегда основана на фактах. Суть дела в том, что варвары и в меньшей степени аристократы априори считают себя людьми здоровыми; болезнь воспринимается ими, как случайность, как нечто временное. И те, и другие, как правило, не озабочены состоянием своего здоровья и редко обращаются к врачу, даже если заболевают. Буржуа и интели априори считают себя нуждающимися в той или иной медицинской помощи. Они озабочены состоянием своего здоровья, причем далеко не всегда обоснованно. Именно для этих ментальностей характерна "боязнь заразы" и фобии по поводу разнообразных болезней: от дифтерии до рака или спида; чрезмерное волнение по поводу состояния окружающей среды.)
В связи с "установкой на здоровье" и характерной демонстративностью "древние" менталитеты выглядят более сенсорными, более объектными, нежели "современные". Они громче и увереннее говорят, занимают больше места в пространстве, заметнее двигаются.
4. Аристократов проще всего отличить от варваров по социальным ценностям. Аристократ настойчиво подчеркивает свою независимость, исключительность, одиночество. (См. например, песни М. Щербакова "Дорога" или "Заклинание".) Варвар столь же настойчиво подчеркивает зависимость от микрогруппы ( у нас в семье говорят...; так принято к нашем клубе...)
Для диагностики можно использовать также признаки "дикость- цивилизованность" ("простота-утонченность"), что особенно резко проявляется при удовлетворении биологических потребностей - за столом или в постели.
5. Интеля и буржуа проще всего различать по политическим ценностям. Буржуа пропагандируют слабое, информационно свободное, демократическое государство. Они высоко ценят право имущественной собственности и более спокойно относятся к собственности интеллектуальной. Интели защищают идею корпоративного государства с системой информационной блокады. Интеллектуальную (информационную) собственность они считают более священной, нежели собственность имущественную.
Дополнительным признаком может считаться то, что интели тяготеют к сексуальной, а буржуа - к социальной закомплексованностью (иррациональные страхи перед войной, социальными потрясениями, потерей статуса).
6. После определения базового менталитета рекомендуется исследовать признак "цельность" - "раздвоенность". Для цельных людей ("чистые" менталитеты) характерны четкие, акцентуированные признаки ментальности. У них, как правило, мало запаздывание отклика на информационный раздражитель: решение принимается быстро и, будучи принятым, уже не меняется.
"Расщепленные" типы слабее проявляют базовую ментальность. Они менее индуктивны. Для них характерны колебания при принятии ментально значимых решений, тем более сильные, чем больше отличается базовый менталитет от оттеночного. Поскольку в их психике больше противоречий, у них больше запаздывание в ассоциативных цепочках.
Анализ структурных противоречий психики - кратчайший, хотя и не простейший путь определения ментального оттенка.
7. Базовая ментальность четче всего проявляется в стрессовых ситуациях. Оттеночную разумно наблюдать в антистрессовых: когда человек решает не свои, а чужие проблемы. Рекомендации по поводу поведения в значимых ситуациях даются, как правило, исходя из парадигм оттеночного менталитета.
8. Важным способом диагностики менталитета может служить косвенное тестирование комплексов, когда человеку предлагается ряд задач социально-этического характера. (Ситуаций, в которых изначально заложены межментальные противоречия. Например: вы священник, которому на исповеди признались в убийстве. За это преступление осужден на смерть невиновный. Ваши действия?)
1. Если большинство сексуальных конфликтов обусловлено фрейдовской структурой психики, а причины личных конфликтов лежат, как правило, в ведении соционики, то конфликты производственные и социальные чаще всего связаны со столкновением менталитетов.
Можно говорить об иерархии межличностных взаимодействий, аналогичной таковой иерархии в физике. В роли "сильного" выступает сексуальное или фрейдовское взаимодействие. Насколько можно судить, выполняется "гипотеза о соционической независимости фрейдовских сил".
Фрейдовское взаимодействие порождено самим фактом расслоенности психики. Расслоенность эта связана, как известно, со СТАЦИОНАРНЫМ структурным фактором: противоречием между биологической природой человека и социальным способом его существования.
Таким образом, в рамках биологического вида Homo фрейдовское взаимодействие не зависит от культурных, стратификационных, психологических и иных различий между людьми. (Уже потому, что фрейдовское расслоение психики древнее, нежели культура, цивилизация, выделение индивидуальности из социума.)
Соционическое (интертипное) взаимодействие аналогично электромагнитному, хотя носит векторный, а не скалярный характер. Оно порождено информационным противоречием между ограниченностью индивидуального мышления и потребностями познания. Поскольку возникновение интертипного взаимодействия связано с периодом антропогенеза, оно не должно зависить от ментального расслоения.
Ментальное взаимодействие - слабое и наиболее позднее по происхождению - имеет своим источником стратификацию культуры и конфликт между различными культурными стратами в рамках единой цивилизации.
2. Поскольку все межментальные взаимодействия, кроме тождественного, носят конфликтный характер (ввиду несоответствия целевых установок), группы, в том числе исследовательские, производственные, административные, следует формировать из людей, обладающих близким менталитетом.
3. Часто это требование выполняется автоматически: в любом коллективе с достаточно сильным внутренним взаимодействием происходит отбор по господствующему менталитету.
4. В производственных группах соционическая дополнительность проявляется только при совпадающем менталитете.
5. Поскольку менталитет есть индукционное явление, можно говорить о менталитете класса, нации, государства. Многие "национал-соционические" высказывания ("Америка - это сплошные Джеки"; "Английский сенсорно-логический бульдог" и пр.) имеют своим источником корреляции между ОПИСАНИЯМИ ТИМов и менталитетов.
Источник: http://www.igstab.ru/materials/PeresleginEsse.htm#p5