varvar.ru: Архив / Тексты / Маслов / Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз / Смерть в терминах инь и ян |
В чем вообще заключается суть погребального ритуала в Китае? Только ли в
выражении почтения к покойному? Думается, что как раз почтение стоит на
последнем месте в сложной системе ценностей. Прежде всего, покойный является еще одним каналом поддержания связи с миром духов, поэтому он тщательно «обхаживается», а затем посредством последующих многолетних поклонений еще и обновляется. Во-вторых, само погребение в Китае к новому
времени приобрело вид светской традиции с элементами древних мистических культов. А поэтому, в отличие от старых даосских ритуалов, важнейшая
задача заключается не в том, чтобы через усопшего «посетить» царство мертвых, а в том, чтобы не соприкоснуться с ним, не допустить начало инь в этот
мир, максимально «янизировать» покойного.
Смерть является переломным моментом в единстве духов-душ, из которых состоит человек. Как мы уже отмечали, вся китайская культура с ее культом предков построена вокруг культа мертвых, проявляющегося в самых
разных ипостасях, и погребальный ритуал становится завершающим аккордом
«правильной» ритуальной жизни самого человека.
Смысл всякого китайского ритуала заключен в том, чтобы внести порядок
в хаос, одолеть беспорядок, воплощенный через инь, гармонией абсолютного
порядка-ян. Таким образом, погребальный ритуал в китайской традиции сводится к тому, чтобы не дать душам человека обратиться в неупорядоченный
хаос. Поэтому центральная тема такого ритуала — «янификация» (термин С. Сангрена) человеческой души и устранение элементов инь в результате последовательного и поэтапного ритуального разделения души и тела.7
Ритуал проводов души представляет собой постоянную борьбу с энтропией, с ее превращением в аморфную, неуправляемую массу. Ни в коем случае и
нельзя позволить душе превратиться в какого-то анонимного духа или «потерянную», «одинокую душу» (гуа хунь), одну из разновидностей гуй, к которому даже невозможно обратиться по имени во время молитвы. Ему нельзя
будет и поднести ритуальную пищу, так как он не сможет понять, что пища
предназначается именно ему. Дух после смерти должен легко опознаваться в
течение по меньшей мере нескольких поколений — в этой его опознаваемости
залог управляемости. И всякая забота о духе, начиная от праздников поминовения до молитв, совершаемых перед алтарем, представляет, по существу, постоянное возобновление связи с ним, возвращение его к уровню духов-шэнь.
Поэтому несколько десятков человек, среди них специально посвященные из
числа буддийских или даосских монахов, трудятся над тем, чтобы душа прошла через все этапы посмертных трансформаций.
Основная трансформация, по сути, также сводится к переходу из мира
видимого и материального (мира ян) в невидимый и темный мир инь. Мертвое тело представляет немалую опасность, поэтому одна из задач погребального ритуала — очень строго контролировать его негативное воздействие на окружающих и прежде всего на родственников. Главная опасность таится в том,
что сразу после смерти тело начинает воплощать начало инь, открывает путь в
мир духов-гуй, и пока весь ритуал не будет совершен, этот страшный канал
остается открытым. Важно удержать его на грани начала ян, ассоциирующего с
жизнью.
Особая роль в этих обрядах отводится различным средствам, которые
когут оберечь человека от воздействия духов из мира мертвых. В качестве
таких оберегов до сих пор используются небольшие нефритовые кольца, вешающиеся на шею на красном шнурке, или нефритовые изображения буддийских
божеств. Нефрит как одно из средств долголетия и компонент пилюли бессмертия, по-видимому, в древности рассматривался как способ сохранить все
компоненты души в целостности. Например, умершему в рот вкладывался кусочек нефрита, что должно было предотвратить быстрое разложение тела, а
в более широком смысле — слишком стремительное распадение душ и обращение человека в хаос.
Этому же способствует и целый ряд небесных «чиновников», представляющих собой начало ян и контролирующих иньских духов-гуй. Впрочем, и на земле чиновники также являют собой упорядочивающее начало, передаваемое от самого императора. Они создают и контролируют порядок в империи, собирают налоги, наказывают и воспитывают, обучают, посылают на работы, одним словом, борются с энтропийными тенденциями общества. Таким образом, и здесь параллелизм небесного и земного проявляется в полной мере. Момент умирания и самой смерти в Китае планируется заранее, поскольку всё, и тем более отделение душ от тела, следует совершать в соответствии с ритуалом, дабы не нарушить различные типы договоренностей с духами.
Важный элемент похоронного ритуала — большое количество света, также являющегося знаком присутствия ян, защищающего родственников от начала инь и духов-гуй, канал которым открыл умерший. Дом ярко освещен,
причем освещение поддерживается постоянно даже днем — свет должен помочь душе найти дорогу в обитель света. Другой необходимый элемент символики — очищение тела и души от грехов и плотских желаний, накопившихся в период земной жизни. Важно, чтобы душа-шэнь была уже не привязана к
телу, иначе, храня воспоминания о плотских наслаждениях, но, уже не имея
физического тела, она может сильно страдать. Даосский монах вместе с родственниками омывает как тело, так и внутреннюю поверхность гроба, во время всей церемонии бьют в гонги и играют на парных флейтах красного цвета.
Тело омывается, волосы тщательно расчесываются, и усопший оказывается
целиком подготовлен к переходу в иной мир. 8 По описаниям «Ли цзи», в
древности в случае смерти господина специальный слуга приносил ведро с
водой и передавал его слугам низшего разряда, которые омывали тело: четверо держали его у щиколоток, а двое производили омовение, используя полотняные салфетки. Вода сливалась обратно в ведро, дабы мир мертвых не оставлял свои следы в мире живых. Еще один слуга чистил и подрезал ногти
покойному, а затем остатки воды сливались в специально приготовленную
яму — остатки мира мертвых должны были уйти в землю и не затрагивать
живых.
С того момента, как тело помещено в могилу, оно представляет значительно меньшую опасность. Плоть (инь) распадается, остаются жесткие кости (ян).
После этого тело откапывают, кости очищают и помещают в специальную урну
из керамики или обожженной глины. Обычно китайцы не посещают могил,
кроме как в период особых праздников: на китайский новый год, праздник
поминовения усопших Цинмин (через 105 дней после зимнего солнцестояния), в день всех душ (15 июля). В эти дни могилы прибирают и совершают обряды
поминовения. На пятый год после похорон кости очищают и помещают в
урну - это связано с поверьем, что дух окончательно утрачивает интерес к
физической жизни и его можно окончательно «очистить». В связи с этим из
урны изымаются зубы — символ потребления физической пищи — и захораниваются отдельно.
В этом акте очищения костей также проявляется борьба с началом инь как
воплощением хаоса, разрушения и возвращения человека в «первоначальный
ком», где все неразличимо и туманно и где полностью утрачиваются индивидуальные различия. В отличие от описываемого во многих философских трактатах, в обиходе китайцы страшно боятся кануть в безвестность, по сути, стать
«одиноким духом». И вся погребальная символика служит именно для возвращения этой индивидуальности: многочисленные погребальные стелы, семейные
хроники, алтарь и храмы предков, устные клановые предания. Все это должно
возвращать душу умершего из неупорядоченной безличной массы духов-гуй. И
здесь становится понятна сама традиция поклонения наалтарным табличкам
предков как полноценным представителям и даже заместителям усопшего. Табличка являет собой начало ян по отношению к телу в могиле, которое даже
после всех актов очищения продолжает оставаться инь.
Еще раз напомним, что мышление китайцев ситуативно и корреляционно,
здесь все воспринимается не в своей окончательной и самостоятельной форме, а лишь как трансформация по отношению к чему-то другому. Когда становится ясно, что смерть человека близка, нанимается специальный даосский
или буддийский монах, а среди членов семьи умирающего выбирается руководитель церемонии, который отныне должен организовывать все семейные
дела в соответствии с ритуальными традициями. Он, в частности, заботится о
гробе, могиле, угощении на поминках. В последний момент умирающего человека переносят из его комнаты в небольшое помещение рядом с табличками
духов предков, оставленными в главной комнате дома, — это означает, что
человек уже готов встретиться со своими предками. Мужчину обычно помещают непосредственно перед табличками с именами предков лицом на юг —
это священное направление в мистической традиции Китая и начало ян. Женщину же помещают слева от табличек — и это соответствует началу инь.
Таким образом разыгрывается чрезвычайно тонкий спектакль, где основными
действующими лицами являются уже не люди, но начала инь-ян, духи предков
и дух самого умирающего человека. Теперь все пронизано символикой «ухода». Нередко человека вместо кровати кладут на соломенную или ватную
циновку на полу, как бы приближая его переход в землю. Сложнее было в
домах, где не существовало алтарей предков, — такое иногда встречается в
деревнях и особенно среди бедных крестьян. Но и здесь символика ухода и перемены статуса присутствовала в полной мере - умирающего просто клали на пол в последний момент. Всё это делалось спокойно и чинно, как подобает исполнять ритуал.