Варварские тексты: Акимова Людмила Ивановна. Эсхил и новая концепция рода

Книга "Эсхил" В. Ярхо - купить на OZON.ru книгу Эсхил с доставкой по почте | Книга "Эсхил" В. Ярхо - купить на OZON.ru книгу Эсхил с доставкой по почте |
Книга "Античный театр. Организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н. э." О. В. Кулишова - купить на OZON.ru книгу Античный театр. Организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н. э. с доставкой по почте | 978-5-93762-098-9 Книга "Античный театр. Организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н. э." О. В. Кулишова - купить на OZON.ru книгу Античный театр. Организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н. э. с доставкой по почте | 978-5-93762-098-9

Эсхил. Римская копия греческой статуи. Эсхил. Римская копия греческой статуи.

Искусство ранней классики - и вся раннеклассическая жизнь - были пронизаны скорбью о громадных потерях в войне и вместе с тем радостным упоением победой. Чувство родины и её чести, необходимости защиты её идеалов глубоко питали самоуважение и национальную гордость эллинов. В такие эпохи как ранняя классика частное далеко отступает перед всеобщим. В балканской Греции этого времени почти прекратилось возведение индивидуальных надгробий, в Афинах и Аттике их нет совсем. Памятники ставились только на братских могилах, и только воинам, павшим в этой тяжёлой войне. Эпитафия, сочинённая Симонидом Кеоссим для спартанцев, героически павших при Фермомилах (480 г. до н.э.), до сих пор пронзает искренним чувством сыновней любви человека к отчизне:

Путник, иди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

А полегло там ни много ни мало - триста солдат, весь цвет спартанской армии.

Овеянная славой смерть - идеал раннеклассических греков. Эпитафия - важнейший лирический жанр в поэзии этого времени, и статус человека зиждился на его личном героизме. Так, первый великий трагик Эллады, афинянин Эсхил, сочиняя свою автоэпитафию (жанр, распространившийся после войны), тоже упомянул в ней не свои заслуги драматического поэта, а исполненный воинский долг:

Эвфорионова сына, Эсхила афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном.
Мужество ж помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве познавших его.

Помимо гражданского звучания стихов, отметим присущее обеим эпитафиям - и, очевидно, всей греческой классической культуре - такое смысловое качество, как противопоставление духа и тела. Тело, т.е. "кости", отходят к матери - конкретной земле, земле сицилийской колонии Гелы, где при дворе тирана Гиерона Эсхил прожил два последних года своей жизни, скончавшись в 456 г. до н.э.; дух в форме "мужества", заслужившего бессмертную славу, отдаётся памяти потомков. На воображаемом надгробии Эсхила прорисовывается композиция в геральдической схеме: по сторонам матери, "мирового древа" ("марафонская роща"), сражаются смертный и бессмертный её сыновья - "длинноволосые мидяне" и победоносный афинянин Эсхил. Любой мужчина для этой эпохи - прежде всего воин.

Братская могила греческих воинов, павших в Марафонской битве.

Братская могила греческих воинов, павших в Марафонской битве.

Драматический дух эпохи отразился в темах трагедий, одним из величайших творцов которых был Эсхил. Трагедия как жанр окончательно оформился на рубеже VI-V вв. до н.э. - она стала одним из знамений ранней греческой классики, с её суровым столкновением представлений о жизни и смерти. Смысл трагедии заключается в воспроизведении ритуальной борьбы матери с сыном за из их "разделение". Мать, олицетворение жизни, представлял хор (в ранних трагедиях женщин и девушек, потом и мужчин - все роли исполняли мужчины ); сына, воплощение смерти, представлял актер, выделившийся из хора корифей-запевала. Между ним и хором завязывался словесный агон, который приводил к символической гибели актёра, на самом деле означавший его воскресение (отдельное от матери существование). Трагедии и сатировы драмы ставились в честь бога Диониса на праздниках, связанных с его смертью-возрождением. Сначала это были праздники зимнего солнцестояния, сохранившиеся под названием Малых, или Сельских, Дионисий, потом тоже зимние Ленеи, и лишь в V в. до н.э. драматические агоны окончательно закрепились за пышным весенним праздником Великих Дионисий (новый блеск им придали уже Писистратиды), которые справлялись в марте-апреле, в месяце Элафеболионе. В V в. до н.э. представления давались уже не на временно сооружённых подмостках, где-нибудь на рынке - агоре, а в специально устроенном театре, со ступенями театрона, высеченными в склоне холма, орхестрой , на которой находились хор и актёр, и скеной - местом для переодевания актёров и смены масок. На протяжении первой половины века трагик перестал представлять в одном лице всех трагедийных персонажей и заодно постановщика драмы (учителя хора, мастера танцев, скенографа, рисовальщика декораций и пр.), и при этом роль хора неуклонно сокращалась, а роль актёра стремительно росла.

Важнейшую роль в формировании нового общества сыграла трилогия Эсхила "Орестея", поставленная за два года до смерти поэта, в 458 г. до н.э. (с участием трёх актёров - начинал Эсхил с совмещения в своём лице всех других ролей). В этой драме утверждалась мысль о необходимости искоренения материнского рода и воцарения власти отца. Его Аполлон, вынудив Ореста убить собственную мать Клитемнестру, которая прежде того убила его отца Агамемнона (в ритуале: совершила акт "разделения"), обрекает героя на тяжкие испытания: злобные богини-мстительницы Эринии преследуют героя за пролитую материнскую кровь, его судят в афинском суде Ареопаге и, с перевесом только в один голос (богини Афины), оправдывают. Как справедливо думают учёные, едва ли в действительной жизни могло иметь место - да ещё быть оправданным! - подобное злодеяние, но в теории оно совершилось, и без этого не могла возрождаться демократическая Эллада. Эсхилов Аполлон изрекает новую отцовскую доктрину бытия:

Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод
Хранит, когда вреда не причинит ей бог.

Аполлон, с утверждением этой новой ориентации бытия (которая формировалась шаг за шагом с начала геометрики), становится негласным главой олимпийского мира, сливаясь (тоже негласно) с солнечным богом Гелиосом. Так, тот же Орест в "Орестее" Эсхила называет Аполлона высшим судией и прародителем людей, противопоставляя его конкретным смертным отцам: "не тот отец, что нас родил, - всеобщий наш отец и бог, всевидящее солнце". И хотя по форме эта трилогия - вполне "матриархальная" драма, с плакальщицами-хоэфорами в средней части, по сути она "мужская": сын мстит за отца, совершая убийство матери, и весь старинный родовой порядок меняет свои полюса - богини-мстительницы Эринии превращаются в благостных, одобряющих жестокость Ореста богинь.

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 10-12.

Сцена из "Эвменид" Эсхила. Орест в Дельфах. Эриния, Пифия, Аполлон, Орест у Омфала, Артемида. Краснофигурный кратер из Руво. Около 370 года до н.э. Неаполь, Национальный музей

Сцена из "Эвменид" Эсхила. Орест в Дельфах. Эриния, Пифия, Аполлон, Орест у Омфала, Артемида. Краснофигурный кратер из Руво. Около 370 года до н.э. Неаполь, Национальный музей

Вверх.

На главную страницу.