varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Ю / Юта |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Джеймс Бама. Наследие. Индеец из племени горных юта. 1976 | |
Джеймс Бама. Индеец из племени горных юта |
"Юта – народность американских индейцев, ныне проживающих, по большей части, в штатах Юта и Колорадо. Существуют три резервации юта : Юинта-энд-Урей на северо-востоке штата Юта (3500 человек), Сазерн-Ют в Колорадо (1500 человек) и Ют-Маунтин, которая по большей части располагается на территории Колорадо, но отчасти находится и в Юта и Нью-Мексико (2000 человек). Название штата Юта происходит от названия племени. Слово « юта » значит «земля солнца» на их языке; это выражение сейчас используется в слогане штата.
Язык юта принадлежит к нумской подсемье юто-ацтекской языковой семьи и является диалектом южного нумского языка. Впрочем, большинство современных юта говорят только по-английски. Народности, говорящие на шошонских диалектах нумской семьи включают банноков, команчей, чемеуэви, гошутов, пайютов и шошонов.
До прибытия поселенцев из Мексики юта занимали значительную часть западной части штата Юта, западного Колорадо (включая Долину Сан-Луис) и части Нью-Мексико и Вайоминга. В исторические времена юта никогда не представляли собой объединенную группу; вместо этого они состояли из многочисленных кочующих племен, поддерживавших близкие связи с соседними подобными группами. Самых крупных и известных таких групп 17: капоте (Capote), кумумба, капоте (Kapote), моахе, моанумтс, пах вант, парианухе, сан-питч, шеберетч, тавивач, тиманготс, тумпанавах, уинта, ункомпахгре, уайт-ривер, вееминухе и ямперика. В отличие от других племенных образований, обитающих в этом регионе, юта не имеют никаких признаков того, что перекочевали туда в исторические времена – судя по всему, предки юта занимали эту территорию в течение тысяч лет.
Первый контакт юта с европейцами был контактом с ранними испанскими исследователями в 1630-е. Они переняли у них лошадей, торгуя с испанскими колонистами в Нью-Мексико или воруя у них же. В результате резкого повышения мобильности образ жизни юта чрезвычайно сильно изменился, примерно на тот же манер, что и культуры индейцев Великих Равнин. Социальный подъем привел к достижению различных уровней консолидации, пересмотру взаимоотношений и нарастанию напряжения между различными группами юта . По большей части юта были враждебны и испанцам, и пуэбло. Они принимали участие в длинных чередах войн, в которых зачастую участвовало три враждующих стороны одновременно, с навахо, различными племенами апачей и команчами, особенно на равнинах восточного Колорадо и северо-восточного Нью-Мексико.
Взаимоотношения юта с американскими поселенцами развивалось по стандартному для большинства прочих индейцев сценарию: соревнование, вооруженный конфликт и, в конечном итоге, принудительное помещение в резервации. В частности следует отметить Войну Уокера (1853-1854) и Войну Черного Ястреба (1865-1872) в штате Юта.
В течение многих лет трения между юта и белыми поселенцами и золотоискателями в Колорадо и Юта приводило только к немногочисленным инцидентам и стычкам. В какой-то период юта даже иногда заключали с США союзы во время войн с навахо (например, в 1863) и с апачами.
Серия договоров в 1864 послужила созданию резервации на северо-востоке Юты, а в 1868 – резервации, включавшей в себе северную треть штата Колорадо. Эта вторая резервация включала в себя также и земли, на которые предъявляли претензии другие племена. Постепенно эти территории уменьшались, пока не приняли объемы современных резерваций: большой золотоносный участок в Сан-Хуан был отчужден в 1873, а в 1879, после убийства индейцами юта агента Микера и нескольких белых рабочих, они потеряли и большую часть оставшейся у них земли. "
Источник: http://www.comanchestyle.ru/ute/82-ute.html
"Сидней Марголин, психиатр и психоаналитик из Денвера, штат Колорадо, провел очень точное психоаналитическое и социально-психологическое исследование на индейцах прерий, в частности из племени юта, и показал, что эти люди тяжко страдают от избытка агрессивных побуждений, которые им некуда деть в условиях урегулированной жизни сегодняшней индейской резервации в Северной Америке.
По мнению Марголина, в течение сравнительно немногих столетий - во время которых индейцы прерий вели дикую жизнь, состоявшую почти исключительно из войн и грабежей, - чрезвычайно сильное селекционное давление должно было заметно усилить их агрессивность. Вполне возможно, что значительные изменения наследственной картины были достигнуты за такой короткий срок; при жестком отборе породы домашних животных меняются так же быстро.
Кроме того, в пользу предположения Марголина говорит то, что индейцы-юта, выросшие при другом воспитании, страдают так же, как их старшие соплеменники, - а также и то, что патологические проявления, о которых идет речь, известны только у индейцев из прерий, племена которых были подвержены упомянутому процессу отбора.
Индейцы-юта страдают неврозами чаще, чем какие-либо другие группы людей; и Марголин обнаружил, что общей причиной этого заболевания оказывается постоянно подавленная агрессивность. Многие индейцы чувствуют себя больными и говорят, что они больны, но на вопрос, в чем же состоит их болезнь, не могут дать никакого ответа, кроме одного: "Но ведь я - юта!" Насилие и убийство по отношению к чужим - в порядке вещей; по отношению к соплеменникам, напротив, оно крайне редко, поскольку запрещено табу, безжалостную суровость которого так же легко понять из предыдущей истории юта: племя, находившееся в состоянии беспрерывной войны с белыми и с соседними племенами, должно было любой ценой пресекать ссоры между своими членами. Убивший соплеменника был обязан, согласно традиции, покончить с собой. Эта заповедь оказалась в силе даже для юта-полицейского, который, пытаясь арестовать соплеменника, застрелил его при вынужденной обороне. Тот, напившись, ударил своего отца ножом и попал в бедренную артерию, что вызывало смерть от потери крови. Когда полицейский получил приказ арестовать убийцу, - хотя о предумышленном убийстве не было и речи, - он обратился к своему бледнолицему начальнику с рапортом. Аргументировал он так: преступник хочет умереть, он обязан совершить самоубийство и теперь наверняка совершит его таким образом, что станет сопротивляться аресту и вынудит его, полицейского, его застрелить. Но тогда и самому полицейскому придется покончить с собой. Поскольку более чем недальновидный сержант настаивал на своем распоряжении - трагедия развивалась, как и было предсказано. Этот и другие протоколы Марголина читаются, как древнегреческие трагедии, в которых неотвратимая судьба вынуждает людей быть виновными и добровольно искупать невольно совершенные грехи.
Объективно и убедительно, даже доказательно говорит за правильность марголинской интерпретации такого поведения юта их предрасположенность к несчастным случаям.
Доказано, что "предрасположенность к авариям" является следствием подавленной агрессивности; у индейцев-юта норма автомобильных аварий чудовищно превышает норму любой другой группы автомобилистов. Кому приходилось когда-нибудь вести скоростную машину, будучи в состоянии ярости, тот знает - если только он был при этом способен к самонаблюдению, - насколько сильно проявляется в такой ситуации склонность к самоуничтожающим действиям. По-видимому, и выражение "инстинкт смерти" произошло от таких особых случаев. "
Конрад Лоренц. Агрессия.