varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / В / Святой Власий |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Икона святого Власия
Иконы святого Власия
Ещё иконы святого Власия:
"Бог Велес (Волос) в старославянском язычестве, в славянском родноверии, - покровитель скота, Бог богатства, которое в старину измерялось количеством скота у человека, Бог материального благополучия, Бог мудрости. В более позднем варианте полнозвучное слово Волос было заменено на Влас. И в христианстве Велес был заменён на Власия – христианского покровителя скота.
В XI веке храмы святого Власия были поставлены в Новгороде, Киеве, Ярославле. В Москве церковь Власия стоит в Коломенском рядом с местом, почитаемым Велесовым капищем – рядом с камнями-следовиками. Храмы святому Власию повсеместно ставили на местах поклонения Волосу-Велесу.
Христианская церковь отмечает день святого Власия 11 (24) февраля. Другие названия Велесова дня – Васса, Власий, Коровий праздник.
Христиане почитают святого Власия как покровителя рогатого скота. Иконы с изображением Власия ставили в коровниках и хлевах как оберег скотины. В народе Власия называют «коровьим богом», а Велесов день «коровьим праздником». Скот именуют «Власьевым родом», а коров «Власьевнами». В этом полностью подтверждается миф о рождении Велеса от священной коровы.
В некоторых местностях в старину верили, что домовой в день Велеса может заездить лошадей. Чтобы оградить лошадь от игрищ домового, к ней следует, по народным верованиям, привязать кнут и рукавицы с онучами.
Христианские молитвы, обращённые к Власию в его день, - «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали», - «Святый Власей, дай здоровьица теленочку», - «Дай здоровьица ягненочку», - «Угодник Божей Власей! Не оставь скотинку в пути и в дороге, идти без всякого препятствия».
В день Велеса-Власия коров, по народным поверьям, следует обрядово накормить, чтобы они были здоровы. Для кормления пекли специальные сдобы. В Орловской губернии это были пышки с кашей, замешанные на молоке. Обрядовое кормление коров для их здоровья, большого приплода и удоя проводилось также в Тамбовской, Владимирской, Вологодской и иных губерниях.
В день святого Велеса-Власия христиане приносят в церковь масло и оставляют перед иконой Власия. С иконой святого Власия христиане обходили скот во время эпидемий скота, причём, не привлекая к этому попов. Это выполнялось ещё даже в конце 19 века и отмечено этнографами.
В некоторых местностях для предохранения скота от «коровьей смерти» в Велесов день проводили обряд опахивания и обращались к Велесу-Власию как к заступнику скотины. Этот обряд проводился также в день Агафьи Коровницы.
На следующий день после дня Велеса крестьяне выставляли на мороз пряжу – для её беления. Замечу, что пряжа – символ Богини Макоши, жены Велеса. Также на мороз выставляли на другой день после Велесова дня зерно, чтобы мороз его «чуть затронул» – для большего урожая и лучшей всхожести. Зерно и земля, в которую высевается по весне зерно, - также Велесовы и Макошины символы. Называлось это действие с пряжей и зерном - «зорнить», и при этом говорили так, - «позорнишь пряжу после Власия, будешь с деньгами на маслену». Здесь надо учесть, что Велес – он же Бог богатства и материального благополучия.
Из всего этого следует, что уж точно Велес и Велесов день – это не злой дух болезни и не день коровьей смерти, как кто-то написал на одном из наших форумов, а с точностью до наоборот – защитник коров и день праздника скотинки и коров как родственников Велеса.
В этот день крестьяне не работали на скотинке, не утруждали Велесов род, не ездили на лошадях, холили и лелеяли скотинку, угощали выпечкой обрядовой – коровок, лошадок, овечек…"
Источник: http://www.rojdenierus.ru/rojdenie/forum/viewtopic.php?f=6&t=1996
Илья Пророк и святой Власий. Русский Север, около 1600. Дерево, темпера. | |
Икона святых мучеников Власия и Харлампия. | |
Франциско де Сурбаран. Святой Власий. 1630-1634. Бухарест. Национальный Художественный музей |