varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / У / Успенская церковь в селе Лужки Стародубского района |
Варварская энциклопедия: Успенская церковь в селе Лужки Стародубского района
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
"В стародубских Лужках в «заброшку» превратилась перестроенная из церкви школа
Брянский краевед-любитель и путешественник Виталий Беляев во время экспедиции в Стародубский район узнал от настоятеля старообрядческой церкви Георгия Победоносца в селе Елионка отца Александра, что в деревне Лужки в здании закрытой деревянной школы есть уникальные росписи старообрядцев. Оказалось, что еще до революции 1917 года в деревне была деревянная старообрядческая церковь. Во времена религиозных гонений храм разобрали и из его бревен построили школу – росписи надолго оказались спрятаны за толстым слоем дранки и штукатурки. Сейчас с виду еще крепкое бревенчатое здание в необычном стиле стоит заброшенное и ветшает. Теперь же интерес к нему связан с неожиданным открытием.
— Да это не совсем открытие. Местные про эти рисунки давно знали и просто показали мне, - рассказал в интервью корреспонденту сайта телеканала «Городской» краевед-любитель Виталий Беляев. – Тем более это не мое открытие. Я просто увлекаюсь краеведческим туризмом, познакомился с настоятелем георгиевской церкви в Елионке, он и женщина из прихода - Татьяна - показали росписи и рассказали предысторию.
— Но до вас никто не фотографировал и не публиковал эти снимки или об этом в краеведческой литературе есть упоминание этого факта?
— Во всяком случае, мне более ранних источников не попадалось. Одно время школа стояла вообще закрытая. Сейчас - двери настежь. А большинство этих росписей было либо в чулане, либо на чердаке, либо под штукатуркой, то есть не на виду. Роспись уникальная, прямо по брёвнам. А они представляют собой часть стен. Уложены хаотично. Если посмотреть на фото, то видно, что рисунок местами не совпадает, на каждом отдельном бревне свой фрагмент. Тут бы впору встрепенуться стародубским или брянским музейщикам, ведь в следующем году в России будут широко отмечать 400-летие со дня рождения чтимого старообрядцами священномученика протопопа Аввакума. Обретенные росписи могли бы стать частью уникальной экспозиции, посвященной старообрядчеству на Брянщине. Но никакой реакции от светских властей пока не последовало. Зато неподдельный интерес к росписям проявили в соседней Беларуси. В Лужки неожиданно прибыли реставраторы из Гомельской области, из Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций.
— Получается, что я волей-неволей этому поспособствовал своей публикацией, - продолжает Виталий Беляев. - Я хотел эти снимки придержать какое-то время. Но не удержался и поделился ими со специалистом по домовым росписям русского севера. Его они так зацепили, что он меня тормошил целый день, чтобы я опубликовал. Информация, естественно, пошла по тематическим пабликам. Ветковцы заинтересовались, приехали и нашли больше росписей. В конце концов, они тоже занимаются изучением старообрядчества. Все работы они проводили не только под присмотром пограничников, но и местных старообрядцев. Возил их туда, насколько мне известно, настоятель церкви в Елионке. Они тоже фотографировали росписи, но пока была просьба их не публиковать, чтобы не отправились туда всякие охотники за стариной. Спасибо белорусам, что они приехали не просто из любопытства. Ветковцы провели первоначальные реставрационные работы. Как сообщил директор музея города Ветка Петр Цалко, они провели «профилактику» непосредственно на стенах. Наклеили осетровым клеем тоненькие листы папиросной бумаги поверх отслоившейся живописи.
«Главное сейчас все это сохранить и активизировать музеи Брянщины. Иначе все это просто осыпется, и будем просто вздыхать о том, что было», - беспокоится Петр Цалко. Своими опасениями, что уникальные артефакты могут быть утрачены или переедут в Беларусь, с корреспондентом сайта телеканала «Городской» поделился уставщик старообрядческого Рождественско-Никольского храма в Новозыбкове, исследователь старообрядчества на Брянщине Алексей Белас.
— На эту тему я обращался к начальнику управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Константину Волкову. По его словам, здание школы в Лужках – муниципальная собственность. Оно не памятник архитектуры, и брать его под охрану никто не собирается. Управление якобы ничего не может предпринять. Волков мне сказал, если хотите, выкупайте его у местных властей и перевозите в Новозыбков, - цитирует чиновника Алексей Белас.
– Я собираюсь разговаривать по этому поводу с уважаемым брянским краеведом Владимиром Алексеевым, руководством Брянского краеведческого музея, потому что музейщики должны быть самыми первыми, кто в этом здании с росписями больше всех заинтересован. Пока же никакое ведомство, никакая власть этим не хотят заниматься. Не исключает исследователь брянского старообрядчества и худший сценарий развития событий: «Ветковцы давно уже вывозили все наше достояние, в частности, старообрядческую иконопись, и рукописи, и книжные памятники. И сейчас у них музей старообрядчества есть, а у нас ничего нет». Алексей Белас настаивает, что здание в Лужках «необходимо катастрофически срочно музеефицировать». Под дранкой и штукатуркой, наверняка, скрываются и другие росписи по бревнам, если до них еще не добрались белорусские музейщики.
— Тот же Владимир Петрович Алексеев не раз говорил о создании музея старообрядчества Брянской области. Пожалуйста, школа в Лужках – готовый музей. Тем более следующий год – празднование 400-летия протопопа Авакума. Торжества по всей России. А у нас на Брянщине, кроме нашей старообрядческой общины, никто никаких усилий не прилагает. Ведь есть новейшие технологии, переклеиваются такие росписи. Очень многие музеи этим пользуются, даже стены можно не ломать. А тут само по себе здание в Лужках уникальное, поэтому его нужно в комплексе спасать и сохранять. Случай подвернулся уникальный, упустим такую возможность, потом локти будем кусать. И пока музейщики и чиновники раздумывают, что делать, перво-наперво администрации Воронокского сельского поселения, куда входят Лужки, стоило бы закрыть свободный доступ к уникальным росписям и законсервировать здание школы. А редакция сайта телеканала «Городской» будет следить за развитием событий. "
Источник: https://sobory.ru/article/?object=56154