varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Т / Трактат о драконах |
Варварская энциклопедия: Трактат о драконах
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Евгений Торчинов
Я предлагаю обсудить один из главных источников саббатианской Каббалы, т.е. "Трактат о Драконах" пророка Натана из Газы, который сам по себе представляет весьма интересный пример реформации лурианской каббалы в свете характера саббатианского движения и личности Саббатая Цеви. Перед там, как начать это обсуждение, было бы лучше, если бы каждый прочёл стр. 297-325 из книги Г. Шолема "Sabbatai Sevi. The Mystical Messiah". Оригинальный еврейский текст "Трактата" можно найти в: "Be'Iqvoth Mashiah". Ed. by G. Scholem. Jerusalem, 1944 (это - собрание трудов Натана из Газы).
Некоторые основные моменты Натановой Каббалы:
1. Новое толкование техиру, или примордиального пространства творения, которое появилось после сжатия (цимцум) Света Эн-Соф ('Or En-Sof). Оно содержит остатки этого Света, его следы, или решиму, некоторые из которых противодействуют идее творения (бездумные светы). Эти светы - корни келиппот и всех демонических сил "другой стороны" (sitra ahra). Таким образом, процесс творения мыслится как результат диалектической борьбы двух сторон, или двух аспектов самого Абсолюта. Концентрация решиму бездумных (т.е., не думающих творить) светов производит темный мир келиппот, о котором символически говорится как о мире змей, или драконов.
2. Перетолкование природы Мессии. Корни Мессии - в сфере высочайшего Света. Но Эн-Соф проецирует эти корни в мир змей, по причине того обстоятельства, что лишь Мессия способен не только победить змей, но переместить их в обитель святости. Таким образом, дух Мессии с самого начала обитает среди змей келиппот. Он борется с царем драконов, и временами этот царь одолевает Мессию, мучая его. Но в конце Мессия освободится от скорлупы келиппот. Он поднимется в этот мир с целью искупления.
Но он должен опять спуститься в бездну келиппот, чтобы победить царя драконов и переменить его и всё его царство в царство Света. Результатом этого будет завершение диалектического процесса мистического очищения (катарсиса) Абсолюта, и установление царства Божьего повсюду. И (интересно заметить), Мессия сам станет Святым Змеем (пожалуйста, вспомните медного Змея, воздвигнутого Моисеем в пустыне, чтобы спасти израильтян от ядовитых змей), или Святым Драконом, настоящим Царём-Фараоном (гематрия слова "нахаш" - "змей" равна гематрии слова "машиах", "Мессия"). И, как вам известно, я полагаю, существовали гностические секты (2-3 вв.) офитов и наасенов (два слова произведены от греческого и арамейского обозначений "змей"), которые называли Христа (т.е., Мессию) Святым Змеем, который открыл духовным душам (пневматикам) тайны Древа Жизни. Я не верю в какое-либо возможное влияние гностических идей на мысль Натана из Газы, но параллели - более чем поразительны (вероятно, мы встречаемся здесь с архетипической парадигмой в юнговском смысле). (...)
Авраам Элькайям
Я с большим интересом прочёл обсуждение хавером Евгением "Трактата о Драконах" Натана из Газы. Я убежден, что этот трактат чрезвычайно значим для каждого, желающего понять cаббатианский миф и его корни (...). У меня есть несколько замечаний в дополнение к этому обсуждению:
1. Следуя Шолему, Евгений описал процесс творения как вытекающий из диалектической борьбы между двумя аспектами Абсолюта, т.е. Светом Эн-Соф и бездумными светами. Однако, если вы тщательно прочтёте оригинальный еврейский текст "Драконов", вы заметите, что дихотомия двух светов не упоминается в этом сочинении вовсе! Натан из Газы ввёл в своей мысли эту диалектическую дихотомию значительно позже, в "Книге Творения" (Сефер ха-Берия). Шолем в действительности позволил себе анахронизм, когда он истолковывал миф, представленный в "Трактате о Драконах" (составленном в 1666) в свете Натанова позднейшего развития, такого как "Книга Творения" (составленная в 1670).
[Все эти вопросы я обсудил в моей диссертации, "The Mystery of Faith in the Writings of Nathan of Gaza" (Submitted to the Senate of the Hebrew University, December 1993 - на иврите...)]
Суть в том, что в этой фазе мысли Натана из Газы дуализм не происходит из Абсолюта, но сотворён из Эманации. Его невозможно найти внутри самого Эн-Соф, но он производится в пределах пространства Техиру. Только спустя несколько лет, в Книге Творения, Натан осмелился продвинуть дуализм непосредственно до самого Абсолюта. Книга Творения была сочинением, в котором он представил дуализм двойного света. В своём более раннем труде, частью которого был Трактат о Драконах, Натан из Газы представлял концепцию монистического Божества, из которой выводится ограниченный космический дуализм. В своей более поздней мысли, вершина которой - Книга Творения, Натан из Газы представил концепцию дуализма в пределах самого Божества, делая его важнейшим принципом творения, и представляя его существующим столь высоко, как Эн-Соф. К сожалению, Книга Творения, настоящее завершение мысли Пророка из Газы, никогда не была напечатана, и существует лишь в рукописях. "Мистический Мессия" самого Шолема почти ничего не говорит об этом сочинении (...).
2. Что касается источников Натана из Газы в его изображении Святого Змея: Евгений, следуя Шолему, предложил офитский гностический миф как параллель. Действительно, гностические источники чрезвычайно важны для понимания мысли Натана из Газы в этом трактате. Более того, я не исключал бы заранее возможности прямого влияния. Далее по поводу концепции змея в гностической мысли см. в: "Gnosis: The Nature & History of Gnosticism", by Kurt Rudolph (...).
К гностическим источникам мне бы ещё хотелось добавить следующие мистические еврейские источники в качестве важнейших источников влияния (это никоим образом не исчерпывающий список):
3. Что касается источника души мессии, Евгений утверждает, что, в Трактате о Драконах, корни мессии - в сфере высочайшего света. По этому вопросу можно найти противоречивые утверждения в Трактате о Драконах. Наряду с такими утверждениями, как представленное Евгением, можно найти утверждения такого порядка, что душа мессии в действительности и произошла из мира Змей, а не просто была "спроецирована" туда. Покойный проф. Виршубский заметил, что душа мессии в Трактате о Драконах была порождена из того же Техиру, что позднее произвело Змея. (...)