varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / С / Симон Воломский, Устюжский |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Симон родился 18 сентября 1586 года на вотчине Волоколамского Иосифова монастыря и в святом крещении был назван Симеоном. Отец его Михаил - монастырский крестьянин, из-за своей бедности не мог дать ему никакого образования и воспитывал сына так, как сам был воспитан, приучая его к хозяйству, к земледельческим трудам.
В 1607 году, в царствование Шуйского, во время волнений и беспорядков, грабежей и убийств, крестьяне были разорены. Обнищавший отец Симеона для спасения своей жизни вынужден был бежать в другое место, а Симеон (которому было тогда уже около 20 лет) не успев уйти вместе с ним, бежал в Москву, где пристал к одному портному и стал учиться у него шить одежду. Научившись портному мастерству, Симеон решил уйти из столицы в более тихое и безопасное место, удалённое от военных тревог.
Направившись к северу, он дошёл до Устюга и остановился там. Как из самого Устюга, так и из окрестных селений ежегодно весной богомольцы отправлялись в Соловецкий монастырь, прославленный подвигами преподобных Зосимы и Савватия. Симеон захотел сам побывать там и поклониться их гробам, поэтому, дождавшись весны, он вместе с другими отправился по реке из Устюга к берегам Белого моря. Молодому человеку, не имевшему семьи и ничем не привязанному к миру, понравилась тихая и спокойная жизнь на морском острове; способный к трудам, он был принят монахами и решил остаться в монастыре, чтобы трудиться на пользу обители.
Прибыв в монастырь неграмотным, он вскоре, под руководством старцев, научился грамоте и церковному пению, был усерден к церковным службам, старался не пропускать ни одной из них, ни утром, ни вечером, выполняя в точности данную ему работу.
В сердце молодого человека со временем появилось желание оставить мир и постричься в монашество, чем больше он думал об этом, тем больше оно в нём усиливалось. Пробыв в Соловецком монастыре три года, он оставил его и отправился искать более уединённое и безмолвное место. Возвращаясь Двиной из Соловок, он услышал, что на реке Пинеге, на Чёрной горе находится монастырь пресвятой Богородицы, игумен монастыря Макарий - старец весьма опытный в жизни духовной и пожелал отправиться туда. Достигнув пустынной обители, он просил игумена принять его в монастырь и удостоить иноческого пострижения. Макарий удостоил его ангельского образа, нарёкши Симоном. Это было в 1610 году, когда уже Симону было 24 года.
Безропотно исполняя все тяжёлые монастырские работы, заменял старших и старался услужить каждому из братии, он носил под одеждой на голом теле жёсткую и тяжёлую власяницу.
Желая полного безмолвия, преподобный получил у игумена Макария благословения и устремился к Новгороду, но не мог там найти себе уединённого места и направил свой путь к Москве, где задержался тоже не надолго. Всё больше удаляясь к северу, отправился к знакомому для него Устюгу. Плывя Сухоной, он везде спрашивал, не знает ли кто пустынного места, где бы он мог поселиться и жить в совершенном уединении. Один крестьянин Антоний посоветовал ему остановиться в двадцати верстах от Сухоны по реке Кичменьге, называемое Волмы. По словам Антония, оно со всех сторон окружено непроходимыми лесными чащами, мхами и болотами и что ближайшие к нему селения находятся с одной стороны в Стриленском в 20, а с другой в Сораевском в 25 верстах от него. Преподобный обрадовался этому и стал просить Антония довести его туда, на что тот и согласился.
Придя на указанное место, Симон помолился, по окончании молитвы он стал рубить лес для построения себе малой кельи, это было 26 июля 1613 года. Антоний пробыл с ним в пустыне несколько дней, а после возвратился домой.
Симон рубил лес, чтобы приготовить землю для посева хлеба и овощей. Только в первый год своего пустынножительства на Волмах, он несколько раз выходил в окрестные сёла и деревни просить семян для посева хлеба и овощей, милостыни для пропитания. А впоследствии питался уже от плода рук своих хлебом и овощами собственного посева. Пять лет он провёл на Волмах в непрестанных трудах и лишениях, никем не знаемый и, не слыша в своей пустыне даже голоса человеческого.
Но о нём узнали окрестные жители, и начали посещать его келью. Вскоре на этом месте была построена церковь, Симон был возведён в сан священника и стал настоятелем новой обители 23 января 1620 года.
Завистники старца, которые строили ему различные козни, издевались над ним в надежде, что он с братией покинет то место. Но во время праздника праведного Прокопия Устюжского злодеи, воспользовавшись отсутствием братии, набросились на блаженного, осыпая его ругательствами и ударам. Страшное зрелище представилось братии, когда они вернулись из Устюга, вопль, стоны и рыдания огласили пустынную обитель. Они жалели о том, что оставили преподобного старца одного в обители, зная к нему зависть и злобу крестьян (по преданию, убийцами преподобного Симона были крестьяне Толстиковы из ближайшей к монастырю деревни Овсяникова, находящейся на берегу реки Кичменги).
Горькими слезами окрапили они опалённое, изъязвлённое и обезглавленное его тело, и с благоговением подняв его с земли, внесли в церковь. Из Архангельского монастыря был вызван иеромонах Ефрем для погребения тела блаженного страдальца, так как в то время в пустыне не было другого иеромонаха, кроме блаженного Симона. Он совершил с великой честью надгробное пение и похоронил преподобного мученика по левую сторону построенной им церкви. Преподобному Симону было 55 лет и 10 месяцев, когда он принял свою кончину, но он был уже сед и казался гораздо старше от постоянных, чрезмерных трудов и лишений.
Его гроб стал источником чудес и исцелений и привлекал множество богомольцев, сама обитель стала более известной и настолько устроилась, что к 1764 году в ней было уже достаточное количество крестьян (71 душа).
Первоначально над мощами преподобного была построена (в 1646 году) зырянином Агапитом два раза получившим исцеление от преподобного часовня, но в начале XVIII века она была уже заменена церковью. Память Симона совершается в день его убийства 12 июля, служба ему составлена во второй половине XVII века, когда началось его почитание. В древнем, рукописном житии святого записано 26 чудес, совершившихся при его гробе.
Источник: http://vologda-oblast.ru/persones.asp?CODE=236
Преподобномученик Симон Воломский. Русская икона в академическом стиле. | |
Икона святого праведного Прокопия Устюжского и преподобномученика Симона Воломского. Работа устюжского мастера. Начало XIX века. Великий Устюг, храм святого Стефана Пермского. |
Святой Симон Воломский. Настенная живопись. (Источник)