varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Ш / Шайвизм |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Реклама:
ШАЙВИЗМ (шиваизм) – одно из основных религиозных направлений индуизма. Названо по имени бога Шивы, почитаемому в шайвизме как единый всевышний Бог – творец, хранитель и разрушитель миров. Образ Шивы (Благоприятный) восходит к ведическому богу Рудре – одному из второстепенных божеств индоариев, воплощавшему в себе идею разрушительной силы грозы, а также дикой природы – лесов, населенных хищными зверями и т.п. Рудра часто представлялся в виде дикого охотника в звериной шкуре с иссиня-черными волосами. Амбивалентность образа Рудры сохранилась и в оформившемся как антитеза вайшнавизму (см.) культе Шивы.
Шива – царь и владыка аскетов и йогинов (йогешвара), посрамивший искушения бога любви Камы и, вместе с тем, страстный любовник своей божественной супруги Кали (она же Дурга, Парвати, Ума), родивший с ней двух сыновей - слоноголового Ганешу и Сканду. Наиболее важные атрибуты Шивы – чаша, сделанная из черепа (капала) и трезубец (тришула). В культе Шивы и его супруги Дурги также сочетаются аскетизм, практика йоги и жестокие обряды, допускающие кровавые (а в отдельных гетеродоксальных сектах и человеческие) жертвоприношения. Исторически шайвизм сосуществовал с местными народными культами, в том числе, и автохтонными дравидийскими, многое из которых он впитал в себя. Хотя шиваизм распространен практически во всей Индии, его цитаделью считается южная часть страны, «Земля дравидов» (штаты Тамилнад и Керала). В средние века чрезвычайно важна была северная традиция кашмирского шайвизма (традиция фактически прервалась в 18 в.), давшая такого крупного религиозного мыслителя, как Абхинавагупта (10 в.). Весьма распространен шайвизм и в гималайском регионе. В средние века (13-15 вв.) шайвизм был распространен в Индонезии (сейчас только на о. Бали), где образовал при взаимодействии с буддизмом синкретический культ Шива-Будды, бывший официальным культом средневекового государства Маджапахит.
В теологии шайвизма (шайва сиддханта) Шива описывается как Абсолют (Брахман – см.), вечный, бесконечный и недвойственный высший Дух (пурушоттама, параматман), совершенно бездеятельный и пассивный по своей природе. Однако, он наделен особой творческой силой, или энергией (шакти) не отличной от Шивы, но и не тождественной ему. Эта творческая энергия, философски соответствующая материи (пракрити) школы санкхья (см.) в религиозном культе персонифицируется как Великая Богиня (Дэви) – супруга Шивы (Кали, Дурга, Парвати, Ума), почитаемая как в благой, так и гневной формах. Посредством этой энергии Шива творит, поддерживает и разрушает миры. Направления шайвизма, в которых особенно почитается Богиня, получили в науке название шактизма.
В религиозной философии кашмирского шайвизма шакти мыслится как начало, абсолютно единое с Шивой. Здесь Шива – трансцендениный Абсолют, чистое сознание без какого-либо «привкуса» бытия. Дальнейший процесс творения диалектически описывается как появление в этом чистом сознании элемента бытия – Есмь, к которому добавляется самосознание – Я, затем происходит синтез бытия и самосознания – Я есмь, за чем следует разделение на субъект и объект – Я и Другое, что в свою очередь приводит к появлению множественности: как многих субъектов – Я (душ, джива). Каждая душа, субстанциальна тождественная Шиве, переживает свой собственный мир, образующий с мирами других душ единую согласованную реальность (здесь, возможно, сказалось влияние буддизма школы йогачара).
Освобождение понимается в шайвизме. как растворение души (индивидуального Я) в универсальном Я Шивы. В йогической практике шайвизма
бхакти не играет особой роли, хотя в отдельные эпохи (раннесредневековое движение наянаров в Тамилнаде; Андхра 12 в.) оно и приобретало весьма широкое распространение в шайвизме. Главное в психопрактике последователей шайвизма – лайя (от слова «растворение»), или кундалини йога, предполагающая очень сложные формы психофизического тренинга, включающего в себя овладение особыми позами тела (асана), дыхательные упражнения (пранаяма), рецитация молитв — мантр, сосредоточение на особых психических центрах «тонкого» тела – чакрах и особенно – пробуждение кундалини, латентной энергии организма, локализованной у основания позвоночника и представляющей в микрокосме организма космическую энергию (шакти) Шивы. Йогину следует пробудить кундалини и направить ее по энергетическому каналу позвоночника в мозг, являющийся локализацией микрокосмической проекции божественного духа Шивы, после чего происходит окончательное слияние конечного Я адепта и бесконечного Я Шивы (освобождение: мокша, мукти, нирвана).
В философском отношении теология шайвизма тяготеет к адвайта-веданте Шанкары (см. веданта), причем сам Шанкара также почитается одним из воплощений Шивы.
В синкретической традиции индуизма, стремившейся объединить шайвизм и вайшнавизм (см.) в единую традицию через идею Тримурти (Триада, Три Образа), Шива почитается как олицетворение божественной силы, разрушающей миры, как Разрушитель (в отличие от Брахмы – Творца и Вишу – Хранителя).
Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".
Реклама: