varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / П / Права человека |
Варварская энциклопедия: Права человека
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
"Права человека" - это право для тех, у кого больше прав.
К. Маркс о «правах человека», "свободе", "гражданском обществе".
В работе «К еврейскому вопросу» Маркс, полемизируя с Бауэром о «еврейском вопросе», прояснил природу понятий «прав человека» , «гражданского общества», «свободы» - что они представляют из себя в буржуазном, демократическом обществе. Маркс противопоставляет человека общественного (родового) – соответствующего своей природе (сущности) и человека гражданского общества (буржуазно-демократического).
Из его объяснений я выделил:
1. Права человека - права эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности.
2. Гражданское общество – это общество обособленных в своих эгоистических интересах индивидов.
3. Право на свободу основывается не на соединении человека с человеком, а наоборот, на обособлении человека от человек а. Оно- право этого обособления, право ограниченного, замкнутого в себе индивида.
4 . « Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность» .
5. « Ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т.е. как индивида, замкнувшегося в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого» .
Что же мы видим? Видим то, что люди гражданского общества со «свободой» и «правами человека» обособленны друг от друга, атомизированы, ограничены и имеют между собой противоречия в эгоистических интересах. Поэтому все разговоры, что «у нас нет гражданского общества» и ожидание, что с появлением его граждане станут политически активными - разговоры, как минимум, людей неграмотных и не понимающих сути дела. Гражданин = собственник .
Как это «гражданское общество» относится к государству? – Как к враждебной силе, силе принуждения, ограничения эгоистических интересов.
Как могут защищать свои права (право на собственность) эти индивиды? – Только через государство. То есть, государство, все же, является необходимым для этих частных граждан.
Чьи права будет защищать это демократическое государство? – Права тех, у кого больше прав на эту защиту – у крупных собственников. Именно интересы крупного капитал выражает государство, подавляя мелкого и среднего собственника. Крупный собственник давит мелкого конкурента экономически, закрепляя эту власть политически.
Абстрактные разговоры о «правах человека», не связывающие их с правами собственника, - разговоры негодяев и мошенников для простаков.
«Конкурентная экономика!», «политическая конкуренция!» - откуда она возьмется, если вся собственность в руках немногих лиц? Это и есть суверенная (либеральная) демократия = демократия собственников. Но мы же и хотели собственности? – Мы получили ее. Маленькая собственность – маленькие права. Большая собственность – большие права.
Те, кто в этих условиях борется за «права человека», «демократию», борется за право крупного собственника грабить мелкого. Другой «демократии», при таком распределении собственности, быть не может.
Цитаты из "К еврейскому вопросу".
«…лишь тогда, когда человек познает и организует свои "собственные силы" как общественные силы и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы, - лишь тогда свершится человеческая эмансипация».
«Прежде всего мы констатируем тот факт, что так называемые права человека, droits de l'homme, в отличие от droits du citoyen, суть не что иное, как права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности. Мы предоставляем слово самой радикальной конституции, конституции 1793 года:
Декларация прав человека и гражданина
Статья 2: "Эти права" ("естественные и неотъемлемые права") "суть: равенство, свобода, безопасность, собственность".
В чем состоит свобода?
Статья 6: "Свобода есть принадлежащее человеку право делать все то, что не наносит ущерба правам другого", или, по Декларации прав человека 1791 г.: "Свобода есть право делать все то, что не вредит другому". Итак, свобода есть право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом, подобно тому как граница двух полей определяется межевым столбом. Речь идет о свободе человека как изолированной, замкнувшейся в себя монады. Почему, по мнению Бауэра, еврей неспособен получить права человека? "Пока он остается евреем, та ограниченная сущность, которая и делает его евреем, должна одерживать верх над человеческой сущностью, соединяющей его, как человека, с другими людьми, должна обособлять его от не-евреев". Но право человека на свободу основывается не на соединении человека с человеком, а, наоборот, на обособлении человека от человека. Оно - право этого обособления, право ограниченного, замкнутого в себе индивида.
Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность
В чем состоит право человека на частную собственность?
Статья 16 (конституция 1793 г.): "Правом собственности называется право каждого гражданина пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего усердия".Право человека на частную собственность есть, следовательно, право по своему усмотрению (a son gre), безотносительно к другим людям, независимо от общества, пользоваться своим имуществом и располагать им; оно - право своекорыстия. Эта индивидуальная свобода, как и это использование ее, образует основу гражданского общества. Она ставит всякого человека в такое положение, при котором он рассматривает другого человека не как осуществление своей свободы, а, наоборот, как ее предел. Но прежде всего она провозглашает право человека "пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего усердия".
Следовательно, ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т.е. как индивида, замкнувшегося в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого. Человек отнюдь не рассматривается в этих правах как родовое существо, - напротив, сама родовая жизнь, общество, рассматривается как внешняя для индивидов рамка, как ограничение их первоначальной самостоятельности. Единственной связью, объединяющей их, является естественная необходимость, потребность и частный интерес, сохранение своей собственности и своей эгоистической личности.
Следовательно, даже в моменты своего еще юношеского энтузиазма, доведенного силой событий до высшего напряжения, политическая жизнь объявляет себя простым средством, целью которого является жизнь гражданского общества. Правда, революционная практика этой политической жизни находится в самом резком противоречии с ее теорией. Например, в то время как безопасность провозглашается правом человека, открыто признается, что нарушение тайны переписки - в порядке вещей. "Неограниченная свобода печати" (конституция 1793 г., статья 122) гарантируется как следствие, вытекающее из права человека, из индивидуальной свободы, и в то же время свободу печати подвергают полному уничтожению, ибо "свобода печати не должна быть допускаема, когда она угрожает общественной свободе" (Робеспьер младший в "Парламентской истории французской революции" Бюше и Ру, том 28, стр. 159). Другими словами: право человека на свободу перестает быть правом, как только оно вступает в конфликт с политической жизнью, тогда как в теории политическая жизнь есть лишь гарантия прав человека, прав индивидуального человека, и потому от нее необходимо отказаться, как только она вступает в противоречие со своей целью, т.е. с этими правами человека. Однако практика является лишь исключением, а теория - общим правилом. Но даже если рассматривать революционную практику, как правильную позицию при данных условиях, все же остается неразрешенной загадка, почему в сознании деятелей политической эмансипации вопрос поставлен на голову и цель кажется средством, а средство - целью. Объяснять это оптическим обманом сознания у данных деятелей - значит оставить в силе ту же загадку, хотя это было бы уже психологической, теоретической загадкой.
Абстракцию политического человека Руссо правильно изображает следующим образом: "Тот, кто берет на себя смелость конституировать народ, должен чувствовать себя способным изменить, так сказать, человеческую природу, превратить каждого индивида, который сам по себе есть некое совершенное и изолированное целое, в часть более крупного целого, от которого этот индивид в известном смысле получает свою жизнь и свое бытие, должен поставить на место физического и самостоятельного существования существование частичное и моральное. Нужно, чтобы он отнял у человека его собственные силы и дал ему взамен такие, которые были бы для него чужими и которыми он не мог бы пользоваться без содействия других" ("Общественный договор", кн. II, Лондон, 1782, стр. 67). Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.
Политическая эмансипация есть сведение человека, с одной стороны, к члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому индивиду, с другой - к гражданину государства, к юридическому лицу.
Лишь тогда, когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства и, в качестве индивидуального человека, в своей эмпирической жизни, в своем индивидуальном труде, в своих индивидуальных отношениях станет родовым существом; лишь тогда, когда человек познает и организует свои "собственные силы" как общественные силы и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы, - лишь тогда свершится человеческая эмансипация».
Источник: http://community.livejournal.com/0bshinnost/319838.html
Реклама: