varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / M / Майя |
Варварская энциклопедия: Майя
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Реклама:
Майя (этимологически – чары, колдовство, волшебная сила) – первоначально, особая способность богов к созданию магических иллюзий, используемых, в частности, в войне с асурами (темными титанами, вечными врагами богов). В текстах эпического периода (Бхагавадгита и другие философские тексты Махабхараты), а также в поздних Упанишадах майя – творческая сила Бога (Ишвара), посредством которой Бог творит мир (иногда также в форме йогамайя): «Вселенная есть майя, и Господь вселенной – господин этой майи» (Шветашватара упанишада). В этом и подобном контекстах майя отождествляется с материей (пракрити), которая сама в этом случае рассматривается как творческая энергия Бога, или шакти (майя = пракрити = шакти). В средневековых шайвитских (шиваистских) текстах майя / шакти персонифицируется как Богиня (дэви), женская ипостась Шивы, с именами Кали, Дурга, Парвати, Ума и др.
В адвайта-веданте (см. веданта) майя. – чистая иллюзия, по видимости превращающая единой и недвойственный Абсолют (Брахман – см.) во множественный и дихотомичный мир. Концепция майи как мировой иллюзии настолько важна для адвайта-веданты, что дала ей даже второе название – майявада («доктрина майи»). Если <...> майя – то, почему мир является нам как иллюзорная множественность, а не как единый абсолют. По своей природе майя неопределима, она не тождественна Брахману (поскольку он есть совершенная реальность), но и не отлична от него (поскольку он есть также единственная реальность, и нет ничего, кроме него). Как источник заблуждения относительно природы реальности, майя тождественна трансцендентальному неведению (авидья) – причине сансарического существования. Майя обладает двумя функциями – а) она скрывает реальность и б) выдает нереальное за реальное.
Так, множественный мир не только скрывает реального Брахмана, но и представляется нам реальным, будучи лишь явлением, иллюзией.
В теистических школах веданты майя продолжает пониматься как реальная творческая сила, или энергия личного Бога.
В буддийской религиозной философии слова майя употребляется обычно не терминологически, а метафорически (в смысле «иллюзия»).
Понятием майя пользовались некоторые европейские философы, испытавшие влияние индийской философии (прежде всего, А. Шопенгауэр).
Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".
Реклама: