Варварская энциклопедия: Лабрис

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Лабрис с головой быка

Лабрис (греч. labrus, от labros — "крепкий, хваткий, сильный"; доиндоевр. labr — "камень"; см. лавра ) — топор, двусторонняя секира. Атрибут раннеземледельческих культов ближневосточных культур. В древней Ассирии (см. Месопотамии искусство ) изображение топора замещало слово "бог" (рис. 6). Лабрис — атрибут культа вавилонского Адада, божества грома, ассирийского Ашшура, аккадского Энлиля, вавилонского Мардука, хеттского божества Долихена, греческого "Зевса Лабрандского" (см. лабиринт ). Культовые каменные топоры найдены в Трое, поселениях древних кельтов и этрусков, в Митании. Существует версия о связи этого символа и изображения бабочки с симметрично раскрытыми крыльями. В крито-микенском искусстве встречаются изображения двустороннего топора на деревянном столбе или каменной колонне, что трактуется как символ "брака неба и земли". На Крите и в Микенах есть скульптурные изображения головы быка с отверстиями, в которые вставлялись топоры (их находят лежащими рядом), а также рисунки быка с лабрисом между рогами, что косвенно свидетельствует о связи символики лабриса и лабиринта (рис. 7). Похожие изображения сохранялись в Средневековье. Предполагается, что лабарум, военный знак императора Константина, также представляет собой одну из "ветвей" эволюции формы лабриса. Как элемент орнамента лабрис представляет собой "оборотную конструкцию" (см. симметрия ).

 Лабрис. Прорисовка орнамента из дворца в Кноссе

Лабрис. Прорисовка орнамента из дворца в Кноссе

Изображения быка с топором (лабрисом) между рогами (прорисовки из раскопок в Микенах и Кноссе)

Изображения быка с топором (лабрисом) между рогами (прорисовки из раскопок в Микенах и Кноссе)

Источник: Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009

Изображения лабрисов на восточной стороне Саркофага из Агиа-Триады. Крит, Гераклеон, музей.

Изображения лабрисов на восточной стороне Саркофага из Агиа-Триады. Крит, Гераклеон, музей.

Sarmata

Афина и лабрис

Я уже писал о минойском происхождении богини Афины.

См. http://sarmata.livejournal.com/24683.html

Ниже приводятся некоторые дополнительные аргументы и иллюстрации.

Практически на всех вазовых росписях, изображающих рождение Афины, Гефест изображен с двойным топором (лабрисом), являвшемся священным атрибутом минойской "великой богини". Этим топором Гефест раскалывает голову Зевса, из которой рождается Афина в полном вооружении. По сообщениям Аполлодора и Павсания, Афина появилась в Греции после посещения Крита.

Критские лабрисы. Археологический музей г. Ираклиона.

Критские лабрисы. Археологический музей г. Ираклиона.

Культ лабриса существовал также в Малой Азии и на Ближнем Востоке еще во 2 тыс. до н.э. Изображения лабриса можно встретить на монетах эллинистического времени из Лидии и Карии. Несмотря на то, что происхождение минойцев остается неизвестным, их культурная близость с этим регионом не вызывает сомнений.

Серебряная монета из Лидии 2 в. до н.э. с изображением лабриса.

Серебряная монета из Лидии 2 в. до н.э. с изображением лабриса.

Ниже представлены несколько изображений на аттических вазах 6-5 вв. до н.э. со сценами рождения Афины. Обратите внимание на двойной топор, который держит в руках Гефест.

Рождение Афины

Рождение Афины

Как ни странно, исследователи греческой мифологии (Р. Грейвс и другие) не обращали внимание на роль лабриса в мифе о рождении Афины. По крайней мере, в литературе мне не приходилось читать об этом.

Источник: http://sarmata.livejournal.com/51092.html

Жан-Пьер Таргит (Jean-Pierre Targete). Конан Варвар.
Жан-Пьер Таргит (Jean-Pierre Targete). Конан Варвар.

Margot Crombeecke. Пентесилея

Margot Crombeecke. Пентесилея

Вверх.

На главную страницу.