Варварская энциклопедия: Башня Кыз-Куле

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Башня Кыз-Куле

Башня Кыз-Куле

"Западнее Эски-Кермена, на другой стороне балки Джурла, на плато соседнего мыса Топшан, высится квадратная в плане башня с воротами. Это остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья башня). Особенно эффектно она смотрится с площадки северного дозорного-комплекса. Кажется, башня рядом и к ней можно легко и быстро добраться. На самом же деле на Кыз-Куле можно подняться лишь древней пешеходной тропе с вырубленными в скале ступенями из другого ущелья, расположенного западнее башни. Для этого надо спуститься с северного дозорного комплекса на седловину и свернуть налево, осторожно спускаясь по уступчатому, местами со следами искусственных подрубок, склону. Затем по дороге выйти к бывшему селу Крепкому (сейчас здесь находятся кошары). Отсюда из ущелья можно подняться к замку.

С юга к башне по плато Топшан вела дорога, которую перед воротами пересекал неглубокий ров, вырубленный в скале. Переезжали через него по деревянному мостику. На территории замка видны следы построек. Около башни была раскопана миниатюрная одноапсидная часовня, внутри которой вырублены усыпальницы. Функционировала она с XI по XIII в. Высказывалось предположение, что укрепление возникло в конце IX - начале X вв., и погибло от сильного пожара в конце XIII - начале XIV в. Однако в письменных источниках есть указание на его существование в более позднее время. Нет твердых доказательств и в пользу столь ранней даты появления этого миниатюрного замка. Не исключено, что он вырос на соседнем плато после гибели Эски-Кермена и был резиденцией местного феодала, которому было подчинено лежавшее внизу в ущелье село Черкес-Кермен. Обширная территория мыса, защищенная башней, практически лишенная не только культурного, но и почвенного слоя, предназначалась, вероятно, в качестве убежища для селян на случай военной угрозы.

К западу, востоку и югу от Кыз-Куле простирались ухоженные поля. Земледелие специализировалось тут на зерновых культурах (пшеница, полба, ячмень, просо). Обуглившееся пшено было найдено на Эски-Кермене в пифосах XIII в., а рубленная пшенично-ячменная солома в штукатурке его базилики. Землю пахали в те времена на волах, хлеб убирали серпами, а хранили обычно в ямах, вырубленных в скале или вырытых в грунте. Грунтовые ямы обкладывали камнем, обмазывали глиной, которую потом обжигали. Этот способ хранения зерна был унаследован от античного времени. В качестве зернохранилищ, как уже было сказано выше, использовали и пифосы.

Занимались здесь также виноградарством, садоводством и огородничеством. В садах обильно произрастали всевозможные плодовые Деревья: груши, яблони, сливы, вишни, айва, персики, абрикосы, миндаль и другие. Особое место занимали грецкий орех, орех-фундук. Повсюду в горном Крыму на местах средневековых поселений встречается одичавшее потомство этих растений. Раскопки нередко дают их обуглившиеся семена и плоды. Большое количество плодов сушилось на зиму. Кроме того, из их сока приготовляли всевозможные напитки и варили густые сладкие сиропы, заменявшие сахар. Такой же обработке подвергали и собранные в лесах дикорастущие плоды - кизил, груши, яблоки, терн. На Эски-Кермене и рядом с ним было развито виноделие. Свидетельство тому - тарапаны.

Значительное место в хозяйстве средневекового Крыма занимало животноводство. Во время раскопок кварталов на Эски-Кермене и на селищах найдены кости крупного и мелкого рогатого скота, свиней. Тягловой силой служили быки и волы, широко для перевозок использовались ослы, реже лошади, что отчасти объясняется условиями горных мест - крутыми подъемами и спусками.

В средневековом стаде горного Крыма преобладали овцы и козы - "поставщики" молока, сыра, мяса, шерсти и шкур. Судя по костным остаткам, а также высоте высеченных в скале каменных кормушек, разводили тут и коров малорослой горной породы, отличавшейся довольно высокой жирностью молока.

Эски-Кермен, расположенный на труднодоступном плато с сильной оборонительной системой, занимал в хозяйственной жизни округи доминирующее положение. Это было экономически развитое поселение со" своим ремесленным производством - собственными гончарами и кузнецами, каменотесами и плотниками, кожевниками и ювелирами.

О довольно развитом гончарном производстве говорит его продукция - пифосы, амфоры, фляги, столовая и кухонная посуда. Изготовлялась здесь и своя черепица. Имеются характерные только для Эски-Кермена рельефные клейма в виде различных знаков и схематических изображений животных. В метках других гончарных центров средневекового Крыма многие из них не повторяются.

На месте бывшего села Крепкого (до 1944 г. - Черкес-Кермен), в балке к северо-западу от Кыз-Куле, рядом с источником располагалось большое сельское поселение, основательно разрушенное в более позднее время. В обрывах скал, окружавших его, высечено много искусственных пещер, приспособленных для хозяйственных нужд. В верховьях балки, на скалистом отроге, выступающем из ее верховий, находится небольшая пещерная церковь. В литературе она называется храмом Донаторов, то есть дарителей. На стенах сохранились фрагменты фресковой росписи второй половины XIV в., среди них - изображение Христа и евангельские сюжеты. В нише на западной стороне храма - изображение князя, его семьи и святых, ее покровителей. Возможно, храм принадлежал князю, владевшему Кыз-Куле"

Источник: http://luant.index.msk.ru/kizkyle/

Башня Кыз-Куле на карте масштаба 1:50000

Башня Кыз-Куле на карте масштаба 1:50000 (См. Атлас Горного Крыма)

Район башни Кыз-Куле на топографических картах Генштаба:

Вверх.

На главную страницу.