Варварская энциклопедия: Культурная политика маньчжурской династии Цин (1644-1911)

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Берусь за давно обещанную тему.

Как я уже однажды сказал, я считаю культурную политику последней императорской династии в Китае глубоко порочной и нанесший китайской культуре огромный вред. Сейчас я попытаюсь это показать.

1. "Классицизм" маньчжурской династии.
Над маньчжурами все время довлел комплекс неполноценности, и в глубине души они все время боялись, что китайская элита за спинами подсмеивается над ними как над варварами, а сама возможность этого воспрималась ими весьма болезненно. Поэтому в культуре они старались поддерживать только апробированную временем классику и крайне неодобрительно относились ко всему новому и творческому (я бьы реконструировал ход их мысли приблизительно так: "вдруг мы начнем поддерживать какое-нибудь новое направление, а китайцы будут смеяться и говорить: вот варвары-то, поддерживают всякую ерунду, потому что ничего в культуре не смыслят; нетт уж, мы в эту ловушку не попадемся и будем поддерживать только то, что в русле классики, тут уж комар носа не подточит").
В результате в поэзии официально поддерживали два направление: одно подражало танской поэзии, другое сунской. На все остальное грантов не давали :) В конфуцианстве, в котором раньше всегда существовало много разных течений, плюрализм был убит окончательно: единственной правильной интерпретацией учения Конфуция признавалось учение сунских неоконфуцианцев -- Чжу Си и братьев Чэн, и горе вам, если в вашем экзаменационном сочинении вы бы попытались опереться не на них, а, скажем, на Ван Янмина. Не видать вам ученой степени как своих ушей. Примеры можно умножить.

2. Религиозная политика. Маньчжуры крайне отрицательно относились к тому, что они считали этнически китайским -- даосизму и традиционному китайскому буддизму (конфуцианство рассматривалось как некая универсальная доктрина, не как собственно этнически китайское учение). В результате проводилась последовательная политика маргинализации и вытеснения на переферию целых пластов китайской культуры, так или иначе выводя их из сферы интересов интеллектуальной элиты. В результате даосизм, бывший фактически государственной религии при Тан, очень влиятельный при Сун и даже в первую половину правления Мин, теперь стал восприниматься "ученым сословием" как некое суеверие, интересоваться которым "благородному мужу" почти зазорно, храмы и монастыри ветшали и приходили в запустение, уровень образованности духовенства стремительно падал. Не исключено, что маньчжуры подозревали (часто без оснований) даосоы в связи с антиманьчжурскими тайными обществами.
Попал в немилость (за исключением правлений Шунь-чжи и Юн-чжэна) и собственно китайский буддизм. Приблизительно с теми же последствиями для него, что и для даосизма. Вместо китайского буддизма цинские императоры (особенно Цянь-лун, позднее императрица Цыси) активнейшим образом насаждали в собственно Китае тибетский буддизм школы Гелуг-па, давали ему различные привилегии в ущерб монастырям традиционных для Китая школ.
Эти если не гонения, то давление на традиционную религиозность вело к фрагментации культуры и расцвету сект, которые свирепо, но без особого успеха искоренялись правительственными чиновниками, некоторые из которых (например, знаменитый Хуан Юйпянь на рубеже 18-19 веков) вели себя как самые настоящие инквизиторы.

3. Так называемая литературная инквизиция 70-х годов 18 века. Во время формирования императорской библиотеки императора Цянь-луна (само по себе грандиозное мероприятие, полностью отразившее готовность династии очень щедро спонсировать "классицистскую" традицию) была проведена настоящая чистка китайского литературного наследия: множество книг, которые по тем ли иным причинам не нравились правительству (от сочинений оппозиционных философов то "порнухи") было запрещено и уничтожено.

Все это просто надломило традиционную культуру, что было фатальным в условиях начавшейся западной экспансии (с середины 19 века) и привело к еще более трагическим последствиям в духовной жизни Китая 20 в. Только теперь китайская культура начинает понемногу приходить в себя и оправляться, хотя, как это ни странно, во многом власти КНР прямо-таки продолжают политику цинских императоров. Но некоторые положительные сдвиги все-таки имеют место начиная с 90-х годов.

Подробнее - см. форум.

Торчиннов Евгений Алнксеевич

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.