Варварская энциклопедия: Концепция "живой Земли"

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.


До сих пор мы рассматривали объекты сакральной географии преимущественно в социальном контексте: объекты, имеющие сакральный статус, как правило, обслуживают потребности той или иной социальной группы — они объединяют людей, позволяют им совершать мистические и магические практики, общаться и т. п. Формирование сакрального пространства при этом обуславливается, во-первых, географическими, экономическими и историческими особенностями территории (наличием окультуренных или диких земель, дорог, происходящими здесь социальными процессами и др.), во-вторых, особенностями человеческого восприятия и мышления.


Однако при рассмотрении данной тематики различными исследователями часто берется в расчет и еще один фактор — земной поверхности и планете Земля в целом приписывается наличие определенных изначально существующих ка честв. Благодаря этим качествам на земной поверхности формируются «особые» (аномальные) зоны.

Построение подобных концепций, как правило, предполагает наделение Земли определенными качествами живого биологического организма — способностью к аккумулированию и распределению «геобиологической энергии», к росту, к реагированию на внешнее воздействие. Поэтому в данном обзоре мы обозначаем целый ряд концепций, связанных с сакральной географией, как «концепции "живой Земли"».

В культурах многих народов присутствуют элементы геомантики — систем, позволяющих искать на земной поверхности «особые» места и использовать их для решения практических задач — воздействия на природу, общения с божественными силами и т.д. Так,например, у русских крестьян до недавнего времени бытовал обычай выбирать место, наиболее пригодное для строительства жилых помещений, выпуская на волю домашнее животное (например, корову) — то место, где животное останавливалось на отдых, считалось наиболее благоприятным. До сих пор в русских деревнях можно встретить практику вызывания дождя с помощью молебна, причем молебны совершаются в определенных «особых» точках, час то отмеченных совершением неких чудес.


Наиболее разработанная концепция «живой Земли» просматривается в китайской геомантической системе фэншуй. Кроме того, современные геоманты широко пользуются системами, разработанными в 19-20 веках. Иногда концепции «живой Земли» представляются как реконструкции древних традиций тех или иных народов, однако фрагментарность этих традиций (если они вообще существовали как более или менее цельные системы) вряд ли позволяет говорить об аутентичности реконструкций. «Качественная» классификация аномальных зон очень часто производится в контексте понятий «хорошее» и «плохое». «Хорошие» точки на земной поверхности расцениваются как «святые» места — считается, что здесь происходит общение с богами, живут праведники, улучшается здоровье, появляется позитивное настроение; «святые» места приятны для пребывания и зачастую удобны для постоянного жительства. Их противоположность — «плохие», «гиблые» места — здесь живут демоны и злобные колдуны, ухудшается физическое самочувствие и возникает психическая подавленность. На «гиблых» местах находиться неприятно, для жизни они малопригодны. При оценке «особого» места как «святого» или «гиблого» не последнюю роль играют прагматическая и эстетическая составляющие. Так, «святым» скорее станет место красивое и полезное (например, холм или источник с чистой и вкусной водой), а «гиблым» — мрачное и с практической точки зрения никчемное (например, болото). К числу «гиблых» мест традиционно относятся заброшенные бесхозные кладбища, места, связанные с трагическими событиями. Еще одна закономерность: как уже отмечалось, к числу «гиблых» или «проклятых» мест часто относятся зоны, связанные с ушедшими (и, соответственно, демонизированными) религиями, в то время, как «святыми» считаются места, связанные с религиями, актуальными на текущий момент.


Исследователи «особых» мест активно используют в своих практиках лозоходство (даузинг). Издревле было замечено, что виноградная лоза чутко реагирует на наличие в том или ином месте подземных вод; это свойство широко использовалось для практических целей — поиска мест для рытья колодцев. Некоторые исследователи лозоходства считают, что данная традиция существует уже семь-восемь тысячелетий; по крайней мере, в качестве древних источников о лозоходстве указывают сообщения Геродота (от носительно персов, скифов и мидий цев) и китайские изображения III тысячелетия до н. э.


Основываясь на большом количестве полевых исследований, современные геоманты-лозоходцы утверждают, что места, издревле имеющие сакральный статус, часто (причем настолько часто, что можно говорить об устойчивой закономерности) находятся на местах пересечения (в том числе, поэтажного) или ветвления подземных водных потоков. В Западной Европе (в частности, во Франции и Германии) на предмет наличия водных потоков было исследовано большое количество древних стоячих камней (менгиров), каменных кругов (кромлехов), древних могильников и городищ, христианских храмов, построенных на месте древних" святилищ.


Современные лозоходцы для поиска аномалий земной поверхности, как правило, используют не традиционную лозу, а специальные, чаще всего, металлические, Г-образные рамки. При этом объектом поиска становятся не только подземные воды — например, в археологии даузинг часто используется как вспомогательное средство для обнаружения самых разных подземных аномалий — фундаментов домов, крепостных стен, захоронений и др.


В работах сторонников концепции «живой Земли» часто высказывается идея о том, что расположение «святых» и «гиблых» мест обусловлено аномалиями земной коры — геологическими разломами, разрывными нарушениями, дислокациями, зонами трещиноватости горных пород, подземными пустотами. Так, например, высказывалось мнение, что расположение Аркаима, одного из возможных мест зарождения индоевропейцев, обусловлено находящимся здесь Большекараганским геологическим разломом.


Обобщая многочисленные идеи, возникшие при разработке концепций о «живой Земле», С. Э. Ермаков и Т. В. Фаминская предложили следующую классификацию признаков, позволяющих выявлять «особые» зоны земной поверхности:


«I. Объективные критерии, которые включают в себя:


1.1. Фольклорно-исторические критерии — наличие в данной местности культовых сооружений (их развалин), объектов поклонения (источник, дерево, роща и т. п.) различных эпох и религий; предания об их существовании в давние времена; на личие небольших по площади участков местности, которые слывут (слыли) "благими" или "гиблыми" местами; рассказы о невероятных, с общепринятой точки зрения происшествиях (с людьми, животными, растениями, неодушевленными предметами или отдельными фрагментами рельефа), имевших (имеющих) место в пределах данной территории эпизодически, периодически или (и особенно!) систематически.


1.2. Геологические, гидрогеологические, геоморфологические, геофизические — наличие скрытых или выходящих на поверхность разломов, открытых и подземных водных источников, скоплений подземных вод, пустот; залежей различных руд и минералов;участков с ярко выраженной неоднородностью рельефа; фактов приборной регистрации аномалий естественных физических полей.


1.3. Медицинские и биологические критерии — наличие множественных структурных, горизонтальных и вертикальных мутаций растительности на ограниченной территории; повышенной или пониженной устойчивости флоры к воздействию насекомых-вредителей; особенностей видового состава растительного покрова; повышенной заболеваемости растений, животных и людей, особенно: массовая пораженность одними и теми же заболеваниями домашних животных (в первую очередь, скота, находящегося на стойловом содержании); локализованное в пределах очень ограниченной территории резкое и стойкое возрастание числа онкологических, сердечно-сосудистых, нервных и других групп заболеваний и расстройств; приборно фиксируемые резкие изменения показателей кровяного давления, частоты сокращений сердечных мышц и электроэнцефалографии без видимых на то причин после пребывания человека на том или ином месте от нескольких десятков минут до нескольких часов.


1.4. Метеорологические — наличие устойчивого специфического микроклимата, очагов формирования климата на обширных территориях, мест зарождения смерчей, тайфунов, ураганов.


1.5. "Технические" ("технологические") — кажущиеся беспричинными нарушения работы приборов, повышенная изнашиваемость и аварийность механизмов, различных инженерных коммуникаций, зданий; наличие участков дорог с повышенной аварийностью, скоплений вредных промышленных выбросов в атмосферу, не связанных с местами производства и т. п.


2. Субъективные критерии:


2.1. Психофизиологические — возникновение у человека, оказавшегося в определенном месте, спонтанной активизации или угнетения различных функций организма; необычных субъективных ощущений; внезапные психоэмоциональные изменения, которые характеризуются самим субъектом или оцениваются окружающими как беспричинные; непроизвольное вхождение в измененное или особое состояние сознания, сопровождающееся в ряде случаев так называемыми пси-контактами (ментальными или телепатическими контактами с кем-либо из присутствующих, знакомых, родных либо с неизвестным контрагентом); спонтанное проявление паранормальных способностей, а также резкое беспричинное изменение по ведения и состояния животных.


Особое место занимает третья группа признаков, или

3. Смешанные критерии

3.1. Концентрация на ограниченной территории и в пространстве над ней разнообразных аномальных явлений: периодические и систематические индивидуальные, групповые, массовые наблюдения пролетов, зависаний, а, тем более, посадок НЛО и прочих феноменов, в ряде случаев демонстрирующих системное поведение; появление шаровых молний, "призраков", "духов", "полтергейстов"». С. Э. Ермаков и Т. В. Фаминская отмечают, что, фиксируя данные признаки, можно с очень большой долей вероятности определить, является ли "зоной" та или иная интересующая нас местность».


Как видно из данной классификации, наличие в той или иной точке земной поверхности сакральных объектов различных религий является только лишь проявлением неких геобиологических свойств, присущих этой точке изначально. Кроме того, с «особым местом может быть связан целый спектр различных «особых» физических и психологических явлений. В такую концепцию вполне укладывается тот факт, что почитаемые места действительно традиционно связываются с наблюдением аномальных явлений, физическими исцелениями, достижением особых состояний сознания и т. д.


Одним из направлений разработки концепции «живой Земли» являются попытки выявить на земной поверхности определенные закономерности расположения аномальных зон. К числу таких построений можно отнести сети Хартмана, Курри, геокристалл Гончарова—Макарова—Морозова и др.


Ортогональная сеть Хартмана представляет собой совокупность линий, направленных с севера на юг и с запада на восток; линии образуют ячейки 2 х 2,5 м, ширина каждой линии — 21 см. Линии диагональной Земли в космическое пространство (зоны с «положительным» знаком излучения), благотворно действующими на организм человека, либо из космического пространства к центру Земли (зоны с «отрицательным» знаком излучения), оказывающими отрицательное действие. Весьма распространенным убеждением является то, что в зонах «положительного излучения» с древнейших времен располагали святилища и строили храмы.


В конце 1960-х - начале 1970-х годов Н. Гончаровым, В. Макаровым и В. Морозовым была разработана гипотеза о том, что Земля представляет собой гигантский квазикристалл, образованный как бы вписанными в земной шар многогранниками: додекаэдром и икосаэдром. Их грани проецируются на поверхность Земли двенадцатью правильными пятиугольниками и двадцатью равносторонними треугольниками, возникающими при геометрическом соединении центров пятиугольников через середины сторон треугольников. Система узлов и ребер данной сети названа авторами концепции «силовым каркасом Земли». Исходной информацией для разработки гипотезы послужил анализ географического расположения очагов древних культур, путей миграции населения, особенностей геоморфологического и геологического строения Земли; соответственно, предполагается, что многие социально-политические процессы человеческой истории были связаны с элементами «силового каркаса Земли». Разработники гипотезы предположили, что «силовой каркас» развивается в течение последних двух миллиардов лет, поочередно принимая форму все более сложных правильных геометрических тел.


Разработчики концепций всемирных «сетей «живой Земли» иногда в качестве доводов ссылаются на древние геомантические традиции разных народов; например, приводится мнение Платона, согласно которому Земля похожа на кожаный шар, сшитый из двенадцати правильных пятиугольных лоскутов.


Современные геоманты, ссылаясь на древние мифологические традиции сопоставления Земли (вернее, всего космогонического пространства) с человеческим организмом, широко используют в своих построениях «телесные» ассоциации. Например, часто употребляется заимствованный из восточной медицины термин «чакра». В качестве различных «чакр», покрывающих поверхность Земли как единого живого организма, разными авторами называются совершенно разные географические точки. Высказывалось мнение, что «семь чакр Земли » находятся в Риме, Дельфах, Вышеграде (Чехия), Кракове, Иерусалиме, Мекке и Новом Дели; в каждом из этих Городов хранится «черный камень», являющийся средоточием энергии чакры — например, в Кракове камень находится под алтарем местного Кафедрального собора. Российские и украинские авторы в качестве местонахождения одной из основных чакр называют Крым (в частности, Коктебель, гору Чатыр-Даг и др.) Некоторые исследователи, проживающие в Сибири, указывают в качестве места «сердечной чакры Земли» поселок Окуневку близ Омска.


Вообще, многие современные авторы, рассматривая сакральные объекты, склонны не ограничиваться рамками конкретных традиций, а делать обобщения в масштабе земного шара. Так, например, У. И. Эванс-Венц, рассматривая общемировую традицию сакрализации гор, выделял, как обладающие наибольшей «магнетической мощью», горы Кучама в Северной Америке, Омей в Китае, Кайлаш на Тибете и Аруначала в Индии. При этом он приписывал им определенную роль в духовной жизни будущего, утверждая, что каждая из священных гор является «молчаливым, но неусыпным божеством-охранителем, с надеждой и терпением ожидающим наступления той, все еще отдаленной, эпохи, когда человечество полностью дорастет до божественного уровня, пройдя, наконец, обучение в великой Школе нашего Мира». Многочисленные книги и статьи, с мистической точки зрения описывающие те или иные территории, фактически способствуют выработке современной «постфольклорной» мифологии.


Знакомство с литературой, посвященной разработке концепций «живой Земли», предполагает определенную долю читательского скепсиса. В настоящее время издание «эзотерической» литературы стало прибыльным бизнесом, и поэтому в книгах, лежащих на прилавках магазинов, а также на страницах популярных изданий содержится множество информации не только не проверенной, но, часто, просто «высосанной из пальца» от начала и до конца. Данные тексты, не только не отражают объективных фактов — они не претендуют даже на отображение фольклорной традиции и, фактически, относятся к жанру художественной литературы, фантастической беллетристики.

Ни одна из концепций «живой Земли» на настоящий момент не признана наукой. Среди причин такого непризнания — недостаточное количество достоверной экспериментальной информации, слабое владение научной методологией, неумение (и нежелание) вписывать собственные построения в контекст существующих научных знаний, субъективность, недостаточная критичность, излишняя эмоциональность и «эзотеричность» большинства исследователей, прилагающих свои усилия к разработке подобных концепций (даже если исключить из их рядов сознательных и последовательных шарлатанов). Практики, связанные с наблюдением проявлений «живой Земли», как правило, являются не более чем увлекательным времяпрепровождением романтически настроенных людей и не претендуют на какую-либо научность. Однако, в принципе, не исключено, что усилия добросовестных энтузиастов концепций «живой Земли» рано или поздно помогут сделать новый шаг в изучении Земли и земной поверхности, выработать новый взгляд на реалии сакральной географии.

Сакральная география. Энциклопедия мест силы. Екатеринбург. 2005. Стр. 35-41

Вверх.

На главную страницу.