Варварская энциклопедия: Святой преподобный Киприан Устюжский

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Святой преподобный Киприан Устюжский. Икона письма Дофина Н.А. 1897/1898. Великий Устюг. Музей.

Святой преподобный Киприан Устюжский. Икона письма Дофина Н.А. 1897/1898. Великий Устюг. Музей. (Источник)

Издавна, едва ли не с самого основания древнего города Гледена, находился в нем монастырь Святой Троицы. Тут в начале XIII века один богатый землевладелец Двинской трети, Устюжской волости, предав прелести мира, решил посвятить себя иноческой жизни и принял пострижение с именем Киприана.

Благочестивые жители Гледена привыкли посещать монастырь Святой Троицы и находить для себя утешение в душеполезных беседах с иноками. Но в то время река Юг стала подмывать Гледенскую гору и горожане вынуждены были переселиться на Черный Яр за реку Сухону и построить нынешний Великий Устюг. Посещение Троицкого монастыря, от которого они оказались отделены рекой, сделалось для них неудобным. Поэтому они стали просить преподобного Киприана устроить монастырь близ их нового города.

Обойдя город и осмотрев окрестности, он избрал место при озерках за Острожскою осыпью, или валом города, поставил здесь себе малую кельицу и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитве. Тяжела однако была для подвижника жизнь без храма Божия и без участия в общественном богослужении. Поэтому в 1212 году, при ростовском князе Константине Всеволодовиче, преподобный Киприан начал строить храм и обитель в честь введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. Жители помогали ему в этом богоугодном деле, принося всё нужное для устроения и содержания обители, а иные стали и жить вместе с ним.

Чтобы успокоить братию и дать ей возможность всецело посвятить себя духовным подвигам, преподобный отдал обители всё своё имущество, села, деревни, пахотную и сенокосную землю, которая была у него в устюжской и других волостях, так что с того времени его монастырь не имел ни в чём нужды и стал распространяться и умножаться числом братии.

За такие пожертвования на пользу братии и особенно за свою строго подвижническую и святую жизнь преподобный Киприан был признан единогласно начальником и пастырем собранного им Христова стада.

Принявши на себя управление обителью, преподобный Киприан всего себя посвятил этой трудной обязанности непрестанно заботиться о назиданиии и успокоении братии. Давно уже глава его покрылась сединами, тело иссохло от поста и трудов, а он по-прежнему каждый день трудился с охотою новоначального инока, как будто это был первый день его подвига, оканчивал труды свои всегда так, как бы уже не надеялся трудиться более, словно это был уже последний день его жизни. И это продолжалось не год и не два, но более 60 лет.Как светильник, поставленный на свещнице, сиял он добродетелями и светил и братии, и современникам...

Изумительны для нас такие необыкновенные подвиги, такая несокрушимая твердость воли, такое постоянство и редкое смирение, по которому он, будучи основателем и начальником обители, оставался простым монахом и не принял на себя священного сана. Но сам старец всё это считал малым и недостаточным. Он постоянно молился и оплакивал свою греховность...

"В лето от Рождества Христова 1276 Сентября в 29 день, в субботу в 6 часу дня преставился сей Архангельского монастыря начальник, монах Киприан, и погребён в том же монастыре, близ святых врат, а по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Господня; гроб же его внутри церкви, за левым клиросом при стене и над ним устроена гробница, которая и доныне всем видима" .

В 1621 году один из монастырских послушников, возвращаясь из Верхотурья, под Пыскорским монастырём, неосторожно грыз корень какого-то растения, данный ему в виде лекарства, и от того сделался так болен желудком, что его, едва живого, с трудом могли довести до монастыря. Здесь он целый год лежал больным, испытал разные лекарства и, ни от чего не получив пользы, обратился с усердною молитвою к преподобному Киприану, обещаясь отслужить в часовне над гробом его панихиду и положить покров на гробницу. Лишь только отслужена была панихида и положен покров, больной Иоанн стал здоров, как бы никогда и не был болен.

Источник: http://www.vulibrary.narod.ru/svaytie.html

Святой преподобный Киприан Устюжский. Наружная роспись Владимирской надвратной церкви Михайло - Архангельского монастыря. Великий Устюг. 19 век

Святой преподобный Киприан Устюжский. Наружная роспись Владимирской надвратной церкви Михайло - Архангельского монастыря. Великий Устюг. 19 век. (Источник)

Вверх.

На главную страницу.