Варварская энциклопедия: ал-Инсан ал-Камил

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

ал-ИНСАН ал-КАМИЛ - “совершенный человек". Понятие, связанное с этим термином, восходит к древнейшим религиозно-философским системам Средиземноморья и Ближнего Востока. В ислам оно проникло, вероятно, из гностических и неоплатоновских учений о "логосе" и "проточеловеке". Не исключено также влияние со стороны каббалистических представлений об Адам Кадмон - первой эманации Бесконечного (Эн-Соф). В мусульманском богословии термин ал-Инсан ал-Камил впервые использовал Ибн 'Араби. До него близкие по значению термины встречаются в псевдо-”Теологии Аристотеля” - инсан аввал ("первочеловек") и у Абу Йазида ал-Бистами - ал-камил ат-тамм ("совершенный, законченный [человек]"). В основе учения об ал-Исане ал-Камил лежат представления о параллелизме в строении вселенной и человека, с одной стороны, и о человеке как об образе бога - с другой. Ал-Газали, разделяя эти представления, отмечал, что интеллект человека соответствует высшей духовной сфере вселенной - малакут, его душевные силы и ощущения - средней, полутелесной сфере - джабарут, физические свойства - низшей, материальной природе - мулк. Человек, согласно ал-Газали, есть копия, бледное отражение божественных атрибутов, как их трактует Коран, т. е. он, подобно Аллаху, "видит", "слышит", "обладает членами" и т. п. В то же время, избегая обвинений в проповеди "воплощения" бога в человеке (хулул), ал-Газали либо прямо отрицал тождественность божественных и человеческих атрибутов, возможность их взаимозамены и превращения человека в божественную ипостась, либо обходил этот вопрос. Концепция ал-Инсана ал-Камил занимала ведущее место в учении Ибн 'Араби. Он полагал, что творение (ал-халк) - необходимый модус бытия единой трансцендентной божественной Реальности (ал-хакк), посредством которого она познает себя как бы со стороны, как объект. Соединяя в себе все черты, присущие этим двум сторонам божественного Абсолюта, ал-Инсан ал-Камил играет в этом самопознании решающую роль. Он служит зеркалом (мир'а), в котором божество созерцает атрибуты, заключенные в нем в потенции. Ибн 'Араби называл ал-Инсана ал-Камил также "перешейком" (ал-барзах), связывающим две противоположные природы Абсолюта: духовную и материальную. Этим обусловлено исключительное положение ал-Инсана ал-Камил в мироздании. Он - причина и цель творения, на него устремлен взор божества, ему подчинены небесные и земные существа, моря, горы, реки и т. д. Присутствие "совершенного человека" - залог существования вселенной, он - столп ('имад), на котором покоятся небеса. Сказанное не относится к большинству людей, которых Ибн 'Араби причислял к "животным людям" (инсан хайаван).

Прототипом человечества и "человечности" Ибн 'Араби считал "Мухаммадову сущность" (ал-хакика ал-мухаммадийа). Она - первое творение бога, логос, божественное знание, которое последовательно реализуется в личностях пророков, посланников и "святых" (аулийа'), отражая в каждом из них одну из своих бесчисленных "истин" (хака'ик). Тот, в ком в данный момент воплотилась "Мухаммадова сущность", и есть ал-Инсан ал-Камил. Ибн 'Араби нередко отождествляет ал-Инсана ал-Камил с кутбом, хотя последний, как правило, фигура менее отвлеченная и метафизическая. Нетрудно заметить сходство ал-Инсана ал-Камил с "идеальным городом" "Чистых братьев" (Ихван ас-сафа'). Степень влияния этой концепции на Ибн 'Араби определить пока трудно. Идеи Ибн 'Араби о "совершенном человеке" разделяли его многочисленные последователи. В четком и сжатом виде они изложены, в частности, у 'Абд ал-Карима ал-Джили, который подчеркивал, что божество посредством архетипического "Мухаммадова образа" (ас-сура ал-мухаммадийа) может проявляться (таджалла) в людях, достигших совершенства в божественном знании. В таких людях, как в "конспекте" (мухтасар), собраны все имена и атрибуты бога. Они созерцают единую божественную сущность за всеми предметами и явлениями действительности, а эта сущность, проявляясь в них, созерцает себя со стороны. "Совершенным людям" открываются сокровеннейшие тайны бытия, они, как представители бога на земле, наделены сверхъестественными способностями.

"Совершеннейшим из совершенных" (акмал ал-куммал), согласно ал-Джили, был пророк Мухаммад. Учение об ал-Инсане ал-Камил получило широкое распространение как среди суфиев, так и среди части шиитских философов, испытавших влияние "философского" суфизма. Различие состояло лишь в том, что первые отождествляли ал-Инсана ал-Камил с верховным "святым" суфийской иерархии (ал-кутб), тогда как вторые считали его "скрытым имамом" .

Вверх.

На главную страницу.