varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / И / Иерихон |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Жан Фуке. Взятие Иерихона | |
Питер Джексон. Иерихон | |
Ричард Хук. Иисус Навин штурмует стены Иерихона, иерихонские трубы. |
Город Иерихон (Ариха, Эриха) на топографических картах:
В 50-е годы XX века археологические работы в Иерихоне привели к удивительному открытию. Там было обнаружено два своеобразных странных сооружения. Это башня и стена. Странных и своеобразных, потому что в данном случае решающее значение имеет датировка. По современным данным, эти сооружения были построены и вообще все это место было заселено примерно от 7000 года до н.э. до 5800 года до н.э. И в этот период возникают такие удивительные вещи, как стена и башня.
Если мы вспомним то, что мы говорили о Гёбекли-Тепе, там тоже были стены, но они были гораздо более скромными, потому что стена Иерихона достигала 2 метров толщины и примерно в разных местах от 3 с половиной до более чем 5 метров в высоту. И башня, высота ее была более 8 метров, диаметр примерно 9 метров. И вот эти вот сооружения позволили сделать предположение о том, что Иерихон является первым городом в истории человечества.
Собственно, эта гипотеза была высказана археологом, который обнаружил этот объект, — английский археолог Кэтлин Кеньон. Она, собственно, производила вот эти вот фундаментальные раскопки в Иерихоне в 1952-1958 годах XX века, и она и высказала идею о том, что Иерихон — это городское поселение, а стена и башня имеют оборонительную функцию.
На самом деле о функционале этих сооружений много спорят, и существует масса альтернативных вариантов того, для чего они предназначались. Уже тот факт, что сама Кеньон нашла перед основанием башни останки двенадцати человек, свидетельствует о том, что, скорее всего, это вряд ли могло быть оборонительное сооружение. Здесь скорее можно опять же предполагать ритуальную конструкцию. И то же самое можно сказать и о стене: сам факт существования этой стены, весьма протяженной, она тянется примерно на 600 метров, но все же такая ее протяженность не доказывает ее оборонительного характера.
Башня древнего Иерихона. Ок. 7000–5800 гг. до н.э.
Стена древнего Иерихона. Ок. 7000–5800 гг. до н.э.
И по поводу самого старого города. Удивительно, но в Сирии, недалеко от Алеппо, в 25 километрах к северу, находится холм, который носит название Тель-Карамель. Там нашли пять круглых каменных построек, диаметр каждой из них составляет более 6 метров, и там же нашли каменные стены толщиной более полутора метров. Причем вот этот объект еще более древний, чем Иерихон. Он относится примерно к середине X тысячелетия до н.э. Можно ли говорить о единой культурной среде в Иерихоне и в северной Сирии, породившей вот эти башни? Сказать очень сложно. Мы можем говорить, возможно, о некоей тенденции, которая обнаруживалась в разных культурах. Во всяком случае, это еще все требует значительных исследований и значительных усилий со стороны археологов и научного сообщества в целом.
И если подводить небольшой итог тем двум сайтам, истории открытия этих двух сайтов, Иерихона и Гёбекли-Тепе, мы можем сказать следующее. Весьма вероятно, что человек в этот период, примерно с X, IX, VIII тысячелетий до н.э. стал переходить от охотничьего образа жизни, от собирательства к новым формам взаимодействия с природой, с социумом. И если мы говорим о Гёбекли-Тепе, место еще это уникально тем, что там не обнаружено следов земледелия. То есть Гёбекли-Тепе, на чем как раз и делает акцент Шмидт, — это было поселение, по всей видимости, преимущественно охотников, которые не прекращали заниматься именно этой деятельностью. И именно вот эти охотники создают почему-то стационарный комплекс.
Можно ли сказать такое об Иерихоне? Очень сложно здесь интерпретировать некоторые находки, потому что, например, обнаруженное количество останков и в Иерихоне, и в Гёбекли-Тепе позволяет усомниться, что там вообще находились какие-либо стационарные поселения. Можно предположить скорее о неких формах ритуальных захоронений определенных категорий людей в этой местности.
Иерихон знаменит своими черепами. Дело в том, что в древнем Иерихоне существовала весьма своеобразная религиозно-культурная практика заполнения глиной человеческих черепов, придания им сходства с лицами живых людей. Вряд ли это было стремление передать портретное сходство, но это была явная попытка представить череп максимально близким к образу живого человека. И вот эти черепа являются своего рода визитной карточкой на сегодняшний день этого места, наряду с башней и иерихонской стеной.
Человеческий череп, найденный Кэтлин Кеньон в Иерихоне. 8200–7500 гг. до н.э. Лондон, Британский музей.
Раскопки в Иерихоне
Недалеко от Иерихона, на другом берегу Иордана, на территории современной Иордании в 1974 году было открыто неолитическое или скорее даже, может быть, мезолитическое поселение Айн-Гхасал. Его датируют от IX до VIII тысячелетия до н.э., и упадок его приходится, по всей видимости, на середину VII тысячелетия до н.э. Это опять же докерамический неолит, как и Гёбекли-Тепе, как и Иерихон. И Айн-Гхасал современный находится в предместьях столицы Иордании Аммана. Но, несмотря на это, место удалось достаточно всесторонне исследовать и установить, что площадь его, по всей видимости, составляла 15 гектаров. Это очень крупное для того времени поселение. То есть для сравнения можно сказать, что Айн-Гхасал в четыре раза по площади превосходил древний Иерихон.
И самым удивительным феноменом, который был обнаружен в Айн-Гхасале, были фигуры, гипсовые статуи, более 30 статуй было обнаружено: 15 в полный рост, 15 бюстов и две головы. Размеры этих статуй не слишком велики, от 30 сантиметров до 90 с лишним сантиметров, но само по себе существование этих статуй в таком количестве тоже представляется достаточно редким явлением для этого периода. И мы, пожалуй, нигде такого не обнаруживаем. Можно сказать еще о том, что в Айн-Гхасале, как и в Иерихоне, люди работали с черепами умерших. И при этом, конечно, иерихонские черепа являются более известными.
Такие объекты, как Гёбекли-Тепе, Иерихон, Айн-Гхасал, удивительные еще и тем, что это места, в которых отсутствует керамика. Это так называемый докерамический неолит. И в чем как раз революционность всех этих находок? В том, что традиционно, до их обнаружения, считалось, что в докерамический период каменных объектов люди не возводили, что каменные сооружения — это гораздо более поздний этап человеческой активности. А находки в Гёбекли-Тепе, в Невали-Чори, в Иерихоне продемонстрировали, что отсутствие керамики совершенно не является в данном случае каким-либо ключевым рубежом, что работа с камнем, возведение культовых по крайней мере сооружений из камня являлось способом существования человечества задолго до того, как была изобретена керамика.
Источник: https://magisteria.ru/history-of-syria/predistoriya/
Иерихон в виде лабиринта. Миниатюра из рукописи из бенедектинского аббатства в Корби, близ Амьена, XII век. Лабиринт шартрского типа, вход которого снабжен двустворчатой дверью, позволяющей заглянуть внутрь, даже если створки закрыты.
Иерихон в виде лабиринта. Миниатюра из рукописи из монастыря Санкт-Эммерам, Регенсбург, Германия, конец XII века. Семикольцевой лабиринт критского типа, в центре украшенный изображением цветка. Рисунок диаметром 13 см окружен латинской надписью Urbs Iericho Lune Fuit Asimilata Figure (Город Иерихон имел форму, подобную Луне).
Иерихон в виде лабиринта. Миниатюра из "Библии Фархи", 1366-1382, Испания (либо Прованс). Видоизмененный критский тип лабиринта из шести кругов. Внизу изображены запертые врата, путь к центру ("нить ариадны") выделен цветом. Стены с каменной кладкой в три ряда и выступающими башнями напоминают о римских мозаичных лабиринтах. Надпись над рисунком гласит "Здесь изображен город Иерихон, его врата охраняются, они закрыты для сынов Израилевых и заперты накрепко". текст под лабиринтом: ""Вот городские врата, они ведут к центру", у начала "нити ариадны" написано "большая дорога", в центре - "Иерихон"
Источник: http://clone-me.livejournal.com/346295.html
Иерихон в виде лабиринта. Миниатюра из Танаха, 1294, Германия.