varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / E / Четыре евангелиста |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Евангелист Матфей, Евангелист Марк, Евангелист Лука, Евангелист Иоанн
Никола и четыре евангелиста. Русская икона | |
Царские врата иконостаса Вход-в-Иерусалимского придела Благовещенского собора Московского Кремля. 1560-е гг. | |
Резная икона Божий Матери Знамение. XVI век. Частная коллекция. | |
Царские врата. Конец XVI века. Белоруссия | |
Царские врата иконостаса Спасо-Преображенскогособора (1700-1706 гг.) Угличского кремля. Артель Федора Рожнова. Около 1706 года. Москва. Школа патриарших иконописцев | |
Якопо Понтормо. Рисунок Четырёх евангелистов. Около 1550. Уффици |
- Благодарю! Недавно думала об иконографии св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова ... А сегодня - день его памяти
- Да, сегодня. Ты заметила, что здесь на двух иконах он - со львом?
- конечно... только вот было непонятно почему ...
- Рассказать?
- конечно
- Завтра изложу.
- Это русские старообрядческие иконы. А история такая: А) в раннехристианское время к четырём животным из Апокалипсиса было несколько подходов: а) можно было придавать им большое значение, изображать их порознь или в виде Тетраморфа, но никак не связывать их с евангелистами (так до сих пор делают в Коптской и Эфиопской церквях); б) первым связал с четыремя животными имена евангелистов святой Ириней Лионский (Матфей - ангел, Марк - орёл, Лука - телец, Иоанн - лев). Его система была известна повсеместно, но на Западе стала вытесняться другими святого Иеронима (Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орёл) и святого Ипполита Римского (Матфей - лев, Марк - ангел, Лука - телец, Иоанн - орёл). Т.е. единомыслие было только по тельцу :)
- Эти системы возникли в II-IV веках, а в VII на Западе система святого Иеронима стала обязательной и единственной; система святого Ипполита исчезла совсем; а система святого Иринея сохранилась в Византии наряду с системой святого Иеронима. Потом обе системы через Византию попали на Русь.
- В позднем Средневековии, особенно в "долгий шестнадцатый век" (1453-1648), когда латинство наступало, а византизм размывался, система Иеронима стала преобладающей и в пост-византийских странах (это - очень небольшая часть западных заимствований того времени). А на Руси, где в те же годы складывалось особое великорусское православие, - наоборот более распространённой становится система святого Иринея.
- Во время Раскола господствующая церковь (официальное название Греко-Российская) взяла за образец пост-византийской православие и в частности сделала систему святого Иеронима обязательной, а старообрядцы - наоборот хоть и признавали возможными обе системы как знамя поднимали систему святого Иринея. (Тут сходная картина с отношением к иконографии святого Христофора).
- Пример того, как это звучало в XIX веке. Сравни позиции персонажей и автора: "... – А ты, земляк, за шутку не скорби, в обиду не вдавайся, а ежели уж оченно оскорбился, так прости Христа ради. Вот тебе как перед богом говорю: слово молвлено за всяко просто,– заговорил Смолокуров, опасавшийся упустить хорошего Марка Евангелиста.– Так больно хороша икона-то? – спросил он заискивающим голосом у Герасима Силыча.
– Икона хорошая,– сухо ответил тот. У меня тоже не из худых ангела моего икона есть. Только много помоложе будет.– Баронских писем (Баронские или "третьи строгановские" иконы писались в конце XVII столетия и в XVIII. Иконопись в них переходит во фряжское письмо и даже отчасти в живопись; краски светлые, пробелы в ризах и других изображаемых одеяниях золотые. ).
– Что ж, и баронское письмо хорошо, к фряжскому (Фряжское письмо, то есть западное, европейское, живописное. Фрягами или фрязинами называли у нас итальянцев. Фряжское письмо, составляющее переход от старинной иконописи к живописи, распространилось в Московском государстве в конце XVII века. ) подходит,– промолвил Чубалов.
– Твоя-то много будет постарше. Вот что мне дорого,– сказал Смолокуров.Ты мне ее покажи. Беспременно выменяю (Никогда не говорится купить икону, крест или другое священное изображение, а выменять. В иных местах набожные люди и о церковных свечах, деревянном масле и т. п. ни за что не скажут: купил, но "выменял".).
– Да моя ста на полтора годов будет постарше,– сквозь зубы промолвил Чубалов.
– С орлом?
– Неужто со львом? (Символическое изображение при Марке – лев, при Иоанне – орел. Но у старообрядцев наоборот, потому что при первых пяти патриархах так изображались евангелисты. Так велось в XVI и в первой половине XVII столетия, но древнейшие изображения таковы же, как и теперь употребляемые церковью. Так, например, в самом древнейшем русском рукописном Евангелии 1056 года, Остромировом, Марк Евангелист изображен со львом. В том же Евангелии на изображении Иоанна Богослова, находящемся в узорчатой кайме, дух святой в виде орла подает ему Евангелие, а над каймой нарисован идущий лев, но без венчика, то есть без очертания сияния вокруг головы (символ святости).)– усмехнулся Чубалов.– Сказывают тебе, что икона старых московских писем. Как же ей со львом-то быть?..
– Ну да, ну, конечно,– спохватился Марко Данилыч.– Так уж ты, пожалуйста, Герасим Силыч, не позабудь. Так скоро восвояси прибудем, ты ко мне ее и тащи. Выменяю непременно. А нет ли у тебя кстати старинненькой иконы преподобной Евдокии? ..."
Мельников-Печерский "На горах" - https://itexts.net/.../197180-na-gorah.../read/page-12.html
- Спасибо огромное!!! Очень интересно! А расскажи об иконографии святого Христофора, если не сложно. Очень-очень интересно. А я буквально недавно размышляла об иконографии святого апостола Иоанна Богослова, а тут так развернуто и интересно! СПАСИБО
- Хорошо. Только сегодня не успею. Пока - трейлер: https://youtu.be/NR0vw8krI3o и слайды: 1 , 2.
- Про символы евангелистов удобно было рассказывать в хронологической последовательности. Про святого Христофора, напротив, начну сразу с текущего "географического" среза. Сейчас есть иконография "восточная" и иконография "западная". Восточная - святой может быть с собачьей головой, либо с человеческим ликом - молодой, безбородый; может быть либо в доспехах, либо в красивых византийских придворных одеждах (так же как и другие святые воины - мученики). Западная - огромный бородатый великан, с посохом странника, в простой грубой одежде, обычно несущий Христа-младенца (точнее-переносящий Христа через реку вброд). Обе иконографии восходят к житиям, но эти жития не имеют друг с другом совсем ничего общего, как если бы это были жития разных людей, носивших одно и тоже имя. Почему нет? И святой Фёдор Стратилат, и святой Фёдор Тирон - святые воины, но это - разные святые с разными житиями и все об этом помнят. Однако, может быть такое, что святые с одним именем смешиваются в один образ. Со мной это бывает и думаю, что с другими тоже. Вот, говорят, что святого Никиту Бесогона неправильно изображать в доспехах, что он не был воином, воином был святой Никита Готский, но иконопицы и заказчики соединили черты двух святых в один образ и получился воин бичукющий беса. Вообще, западная легенда о святом Христофоре похожа на развёртку перевода его имени - Несущий Христа, Христоносец. Говорят, что поздне-средневековые алхимики использовали образ святого Христофора из-за его сузвучия со словом Хризофор (Несущий Золото), но для меня это - тема тёмная, упомяну, но не буду отвлекаться. Если отвлечься от житий, и смотреть только на иконографию, то и на западе и на востоке мы можем заметить тему Границы, на западе она очевиднее - переправа через реку вброд, на востоке - не явна - псоглавый страж пограничник (средневековые географы помещали псоглавые народы на Край Света, очень здорово пограничность святого Христофора Псоглавца раскрыта в романе Алексей Маврина "Псоглавцы"). Или - пересечение границы, или - охрана.
Восточный тип иконографии возник уже в I тысячелетии, западный - позднее, в XIII веке легенда-притча о Христофоре-великане попала в "Золотую легенду" Иакова Ворагинского и потому широко распространилась, а когда она появилась - не знаю. Сейчас её применяют как норму католики, протестанты и те православные, что находятся под западным влиянием. Псоглавие на Руси сохранилось у старобрядцев, либо в глухих местах, где чёткий синодальный запрет на такое изображение не считали нужным исполнять. Также, много таких изображений в других православных странах. Кажется, на Руси в XVI-XVII веках такой тип был единственным (а святой - широко почитаемым, от того времени сохранилось довольно много псоглавых изображений и ни одного - другого типа). Изображения в виде молодого безбородого воина существовали издавна, но не были распространены широко, и именно так предписывалось изображать святого Христофора у нас со времён Петра I. Не знаю почему, но был устойчивый русский обычай писать святого (с юным ликом или - пёсьим) на одной иконе вместе со святыми Софьей, Верой, Надеждой и Любовью. На западе святой почитался очень широко и отдельных изображений великана-странника было очень много, в том числе и по прикладной причине - считалось, что тот, кто посмотрит на образ святого Христофора на целый день будет избавлен от опасности внезапной смерти. Мастера "космизированного пейзажа" времён "Северного Возрождения" оставили много замечательных "пейзажей со святым Христофором".
Нормальная вещь, что мощи одних и тех же частей тела одного святого хранятся в разных местах. Череп святого Христофора хранился и в городе Раб на острове Раб (Адриатическое побережье) Хорватии, святой великан-странник изображён на гербе этого города, и в Москве в Благовещенском соборе: «Глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!».
Цитата про голову святого Христофора в Москве приписывается (в интернет-статьях) Павлу Алеппскому. Я полез проверять, просмотрел его "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине ХVІІ века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским" и не нашёл, но там есть упоминание в крайне-северном народе псоглавых людоедов, подданных царя, которых он называет "народом святого Христофора". "... Мы были очень рады этому неожиданному большому развлечению, ибо из этого народа только раз в несколько лет приходит к царю небольшое число, а теперь, на наше счастье, они пришли все, чтобы мы могли посмотреть на них. Мы заметили, что они не осмеливались ходить по городу малыми партиями, но ходили большою толпой, из опасения обиды от детей московитов; кроме того, им не позволили остановиться внутри города или под городом, (поместили) в необитаемых равнинах, дабы они не ловили и не ели людей. Вот сведения о собачелицых, которых мы видели собственными глазами." Там ещё много интересного и не только о псоглавцах - http://ilinskoeiliya.cerkov.ru/.../pavel-aleppskij.../
На Руси святого Христофора считали защитником от мора (эпидемий и заразных болезней). В Великом Новгороде в 1533 году во время мора (я не знаю, что именно была за болезнь) поставили церковь во имя святого Христофора. Ему же посвятили в 1572 небольшую церковь на Ивановской площади в Московском Кремле (тоже - во время эпидемии). Эта церковь ещё стояла в начале XVIII века - потом её, как и многие другие - разобрали. Читал, что защитником от заразных болезней считают святого Христофора в Испании. Но, вообще, по этому в Западной Европе больше специализируются святые Себастьян и Рох. Посох и собака - постоянные атрибуты святого Роха.
Из переписки в ФБ
" "Храм является образом Его Гроба <Христа>; лучше же сказать — и более чем — образом: иначе, быть может только представляя его. Ибо и он имеет место, где лежит Тело Владычнее, во внутреннем помещении за завесой, где находится и всесвященная Трапеза. Так что тот, кто внутренно прибегает к сему Божественному, воистину и Боговместимому Гробу, и приседит, и пребывает до конца, сосредоточивая и простирая к Богу свои мысли, тот не только познает в сем боговдохновенные слова Писания, как бы неких Ангелов, возвещающих о Божестве и Человечестве воплотившегося нас ради Божиего Слова, но и ясно узрит мысленными очами Самого Господа; скажу даже — и телесными: ибо с верою взирающий на Таинственную Трапезу, и почивающий на ней Хлеб Жизни, видит Самое Воипостасное (Сущее) Слово Божие, Которое стало Плоть и возобитало среди нас; и если сделает себя достойным, чтобы Оно возобитало в нем, то не только увидит, но и сделается участником Его, и имеет Ею обитающим в себе, и исполняется подаваемой Им Божественной благодати; и как оная Мария увидела то, что Апостолы жаждали увидеть; так и сей человек удостоивается видеть и насладиться тем, во что, по выражению Апостола, желают Ангелы проникнуть (ср.: 1 Пет. 1, 12), и через созерцание сего и причастие весь становится боговидным"(свт. Григорий Палама. "