varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / А / Артания |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Арабские и персидские источники VIII–X вв. сообщают, что у тогдашних русов было три центра расселения или, возможно, государственности — Куяба, Славия и Артания. Относительно первых двух академические историки сходятся во мнении: Куяба это Киев, а Славия — скорее всего Словенск, предшественник Великого Новгорода.
Рязанская область - это потерянный центр древнейшей цивилизации?
Что касается Артании, споры о ее локализации ведутся уже 200 лет.
Артанию искали в предгорьях Карпат, на о. Рюген, на Дону, в Мордвинской Эрзе, в Пермском крае, в междуречьи Оки и Волги, и даже в Сибири! Под конец религиовед и культуролог В.Я. Петрухин высказал гипотезу о мифологичности объекта, о проекции тернерного мифа на дескриптивную средневековую историографию (Петрухин В.Я. «Три “центра” Руси. Фольклорные истоки и историческия традиция». В сборнике «Художественный язык средневековья»).
Артания — миф, «извлекаемый» из имени. Фонетическую основу здесь представляет индо-европейский корень *rt — *tr, выражающий идею старшинства, центра, откуда исходит свет, полюса, и в то же время вращения вокруг этого полюса (что олицетворяется коловратом, свастикой). Подробно рассматривали этот корень в его модификациях Герман Вирт и Николай Марр. У последнего, в «Этапах яфетической теории», четыре протокорня представлены как сар (модификация *tr), бен, ёл, рош (модификация *rt). Таким образом, архетипически имя Артания может быть прочитано как Срединная земля, Световая земля. Подобное прочтение, впрочем, не мешает искать в Зенд-Авесте, где Арта — отвлеченное понятие, — а возможно, и божество, — Правда, Правь. Для скандинавских языков Артания — паронимический аттрактант Гардарики, Страны Городов. Можно обратиться к финно-угорским диалектам, как А.М. Карасик («К вопросу о третьем центре Древней Руси»), производящий Артания от tanya — место, логово, родина и or — защищенный, огражденный или ort — крепость, сторож. Таким образом, по Карасику, Артания — «страна на запоре», страна, «куда никого не пускают». Бросается в глаза сходство имени Артания с греческими топонимами Аркадия и Арктика, то есть Страна медведя, Медведия (о полярной символике этого зверя писал Рене Генон в своих «Символах священной науки»). Историк А.Н. Карсанов, ссылаясь на лингвиста В.И. Абаева, делает вывод: «в основе интересующего нас названия третьей группы русов лежит иранское слово: arsa (скифо-сарм.), aresa (авест.), ars (осет.) — ‘медведь', ???????? — “медвежатники” или “почитающие медведя”» («К вопросу о трех группах русов»). Все эти значения не противоречат друг другу, все они части единого логосно-именного мифа.
Источником разномнений о Артании послужили крайне скупые и сбивчивые сообщения хорасанских географов. Прежде всего сообщение Аль-Балхи («Книга видов земли»). А также сообщения Масуди, Истахри, Идриси, Ибн-Даста и т.д., где либо напрямую говорится про Артанию, либо вообще про русов, но то же самое, что про русов-арса.
О чем идет здесь речь? Русы-арса — третий «разряд» русов. Живут они на острове три дня пути в ширину и в длину (следовательно, остров круглый?). Красят бороды в черный, желтый и красный цвета. Никого в свою страну не пускают. А тех, кто проникает к ним — убивают. Русы спускаются вниз по Волге на кораблях, торгуют, но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах. Называют себя христианами, при этом над царем у них стоят знахари (волхвы?), приносящие человеческие жертвы.
Академическая наука уже давно отошла от жесткой необходимости искать остров русов где-нибудь в Черном, Каспийском, Азовском или Балтийском морях, прийдя к заключению, что речь могла идти о речном острове, то есть междуречье. Часть исследователей настаивала на локализации Артании в междуречье Оки и Волги (Золотое Кольцо России) и нам удалось найти прямое подтверждение этой гипотезы, когда мы волею судеб ознакомились с легендой, имеющей хождение в мещерском крае.
Кто были те три царя-волхва, что встретили рождение Иисуса?
Согласно легенде, некогда эти края именовались Артанией, а правили ею три брата, три царя-волхва: Касым, Кадм и Ермус. Все три имени объясняют местную топонимику: Касимов, Кадом и Ермишь (есть также урочище Ермус — между Вековкой и Гусем-Хрустальным).
Однако с сакрально-фонетической точки зрения эти имена следует рассматривать как совпадающие по значению с именем покровителя священных наук — Гермеса. В древне-русских источниках, равно как и в иконографии, мы встречаемся с написанием Ермий, Ермес, Еруми. Кадм также один из любимых героев мифо-герметических повествований. Эжен Канселье, ученик загадочного адепта Фулканелли, в своей работе «Золотое Руно» (входит в сборник «Алхимия») раскрывает алхимическое значение этого образа. Собственно, Кадм и его жена Гармония в конце жизни превратились в двух змей на гермесовом кадуцее (слово происходит от Кадм). Что касается Касыма, то это, безусловно, мифологическая экспликация истории, отсылающая нас к сюжету об основании города Касимова (прежде именовавшегося Городец Мещерский) казанским царевичем Касимом, бежавшим со своим братом на Русь от зверств третьего брата. Древний герметический миф наложился на историческую легенду и произошло их взаимопроникновение.
Что до царей-волхвов, то на Руси они были почитаемы издревле. В частности, хорошо известна западно-русская, пропитанная духом карпатской мифологии, «Повесть о трех королях-волхвах», дошедшая до нас в списке XV века. И судя по всему, повесть не является буквальным переводом легенды о трех святых царях, записанной Иоанном Хильдесхаймским.
В связи со сказанным стоило бы отметить, что Масуди пишет о трех горах в славянских землях, где цари или мудрецы построили священные сооружения. Одна из гор названа Черной, на ней находится идол Сатурна, разгребающего кости мертвецов из могил, а также изображения черных воронов и негроидов. На другой — здание с преобладанием желтого и красного цветов, а также золота. О цвете здания, находящегося на «одной из высоких гор в мире» не сказано ничего, но подчеркивается, что это древняя обсерватория. У лужицких сербов три горы называются — гора Corny boh, гора Prasica, гора Biely boh. А.П. Ковалевский показал, что сообщение Масуди о домах славян восходит к труду арабского астролога IX в. Абу Машара, то есть обнаружил алхимический символизм сообщения Масуди, символизм, разобранный более подробно в нашей книге «Священная Артания».
Кто были насельники этих трех «философских обителей»? Уж не наши ли цари-волхвы? По меньшей мере, здесь следовало бы говорить о символическом соответствии.
Но задумаемся о том, что такое вообще царь-волхв. Разве можно одновременно принадлежать к двум «сословиям»? Есть иерархия, порядок. Кшатрий не может быть выше брахмана. Если он кшатрий, то он уже не брахман. А если он брахман, то никак не кшатрий. Однако в Бхагавата-пуране говорится о том, что все люди во времена Золотого века принадлежали к варне хамса (букв.: гусь), и были одинаково способны для любого дела. Впоследствии эти цари-жрецы селились в центре города и владычествовали над остальными варнами. Во времена Железного века хамса постепенно полностью перешли на духовный план. Никаких упоминаний о хамса как о варне мы больше нигде не найдем. Непонимание этого вопроса или незнакомство с настоящим текстом (хотя в это трудно поверить) как раз в свое время и послужило предметом спора между Геноном и Эволой.
Загадку философского камня скрывает рязанская земля
Если же мы отождествим Артанию арабских сказаний и русских легенд с междуречьем Оки и Волги, то выяснится, что перед нами пусть и неправильной формы, однако все-таки круг. И в самом низу этого круга, где как раз и распространена легенда о трех царях-волхвах, находится город Касимов (на Оке), а неподалеку — Гусь-Железный (на реке Гусь). Выше по течению реки находится Гусь-Парахино, а еще выше — Гусь-Хрустальный. Все это до чрезвычайности любопытно, особенно учитывая то, что река имеет форму руны madr или man, напоминающей гусиную лапку.
Дело в том, что в герметике гусь или гусыня — обозначение Философского Камня на его различных стадиях. Стало быть, путь от Гуся-Железного до Гуся-Хрустального может быть прочитан как рецепт трансмутации черного вещества через черную золу в твердое тело.
Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный — названия крайне поздние. Сами же эти города возникли во второй половине XVIII в. Постройку гусевского хрустального завода начинали купцы Мальцовы. А в низовьях Гуся обосновались железные заводчики Баташовы. Андрей Родионович Баташов, масон и рудознатец, велел вырыть под усадьбой подземелья, где проводил какие-то зловещие эксперименты. Впоследствии подземелья были им затоплены. От времен Баташова сохранилась колокольня в селе Погост с герметическими скульптурами. И еще несколько архитектурно-ландшафтных деталей такого же свойства. Деталей, заставляющих вспомнить о безумном аббате Беранже Соньере, превратившем окрестности пиреннейского городка Ренн-ле-Шато в своего рода инициатическую карту.
Олег Фомин