varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / А / Андрей Боголюбский |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Икона месячной минеи письма Осипа (Иосифа) Семёновича Чирикова. (Государственный Эрмитаж) |
|
Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Пресвятой Богородицы из Вышгорода. Миниатюра из Лицевого летописного свода. | |
Василий Петрович Верещагин. Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей». С.-Петербург, 1891 г. |
Портрет великого князя владимирского Андрея Боголюбского (рис. А. Н. Гришенкова со скульптурного портрета М. М. Герасимова)
АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ — великий князь владимирский, сын суздальского и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого от брака с дочерью половецкого хана Аепы, не известной по имени. Родился около 1110 г. Летописи начинают упоминают об Андрее Юрьевичево время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киев. престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий. В 1147 г. Изяслав сверг в Киеве великого князя Игоря Ольговича Блаженного. Против этого восстал брат Игоря — Святослав Ольгович. К нему присоединился Юрий, двинувший войска на Киев. В это время на Суздальскую землю напал ряз. кн. Ростислав Ярославич. Юрий послал против него своих сыновей — Ростислава и Андрея, которые разбили рязанцев и изгнали незадачливого князя даже из его собственных владений. В 1149 г. Юрию Долгорукому удалось победить Изяслава и выгнать его из Киева. Утвердившись на великом столе, отец посадил Андрея Юрьевича в Вышгороде. Чтобы окончательно обезопасить себя от всяких неожиданностей, Юрий решил лишить Изяслава его опоры на Волыни и двинулся в поход на Луцк, где его противник собирал новое войско. Ростислав и Андрей шли туда же по другой дороге, ведя с собой половцев, которые неожиданно покинули их у местечка Муравицы, неподалеку от Дубны. Андрей Юрьевич все же продолжил поход и соединился с основным войском в районе Луцка. Летописи отмечают в связи с этим его храбрость и личное мужество в сражениях. Так он, не предупредив отца и братьев, один решил сразиться с крупным отрядом противника, совершившим вылазку из города. Когда враги повернули назад к своим воротам и побежали, он в запальчивости далеко оторвался от своей дружины и один очутился в гуще неприятеля. Князь Андрей Юрьевич был ранен 2 копьями, какой-то «немчин» пытался достать его рогатиной, но князю удалось отбить удар мечом и вырваться из окружившей его толпы врагов. Едва успел он доскакать до своих, как пал его боевой израненный конь. Андрей Юрьевич удостоился восхищения отцовских дружинников: «зане мужьскы створи, паче бывших всих ту». Вскоре после этого князь Андрей Юрьевич выступил в роли миротворца между отцом и Изяславом, однако мир длился недолго. Уже на следующий год Изяслав изгнал Юрия из Киева и пошел на его сына Ростислава, княжившего в Переяславле-Южном. Андрей Юрьевич пришел на помощь брату, и они отстояли город. Через некоторое время Юрий, соединив свои войска с дружиной галицкого князя Владимирка Володаревича, выгнал Изяслава из Киева и посадил Андрея Юрьевича на княжение в Пересопнице, которую он отнял у Волынского княжества. Князь Андрей Юрьевич и в этот раз собирался мирить Изяслава с отцом, даже принимал противника у себя в Пересопнице, куда Изяслав, по мнению летописца, приезжал с целью разведки. Но Андрей Юрьевич, потерпел неудачу, поскольку отец отказался от мира. Изяслав воспользовался этим и, призвав на помощь венгерского короля, выгнал Юрия из Киева. Андрей Юрьевич и Владимирко прибыли на помощь суздальскому владетелю, когда все уже было кончено. В 1551 г., в 3-й раз, Юрий возобновил военные действия в борьбе за великий стол. Войска сошлись под самым Киевом. В этом сражении князь Андрей Юрьевич снова показывал чудеса храбрости. Переправившись со своими союзниками половцами за рекой Лыбедь, он погнал неприятеля, опять увлекся, оказался один в гуще врагов и был бы захвачен в плен, если бы один из половцев не вывел его насильно из боя. Юрию на этот раз не повезло, Изяслав погнал его от Киева и настиг у реки Руты (нынешний Роток). Войска снова изготовились к бою. Полки отца расставлял Андрей Юрьевич. Сражение началось. Князь Андрей Юрьевич опять с копьем наперевес помчался на врага. Его ранили в бою. Изяслав тоже был ранен, но победил, так как в самый решительный момент половцы покинули Андрея Юрьевича. Началась паника, побежали сначала союзники Юрия, а затем и он сам. Добравшись до Переяславля, он вынужден был идти дальше, в небольшой Городок Остерский. Здесь Андрей Юрьевич уговорил отца вернуться в Суздаль. «Теперь нам нечего делать в Русской земле, уйдем за тепло». После ухода Юрия Изяслав сжег его городок. Долгорукий взъярился, и война вспыхнула с новой силой. Юрий осадил Чернигов, где сидел союзник Изяслава - Изяслав Давидович. В течение 20 дней шли сражения под городом, в которых князь Андрей Юрьевич снова отличился, но с появлением войск великого князя осаду пришлось прекратить. В 1154 г. Юрий совершил поход в Муромскую землю на рязанский князь Ростислава Ярославича и выгнал его оттуда, передав Муромское княжество Андрею Юрьевичу Ростислав не смирился со своим поражением, отправился к половцам за помощью и в том же году неожиданно напал на князя Андрея Юрьевича, который «об одном сапоге» едва спасся бегством в Суздаль. Наконец, в 1155 г. Юрию, уже после смерти Изяслава, удалось вокняжиться в Киеве, где он сидел до самой смерти в 1157 г. князь Андрей Юрьевич снова оказался в Вышгороде, но не усидел там и стал просить отца отпустить его в Суздаль. Не получив согласия, тайно ушел из Вышгорода, взяв с собой икону Божьей Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Впоследствии она получила имя «Владимирской» и превратилась в величайшую святыню Северо-Восточной Руси. Предание рассказывает, что, не доезжая 11 верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился, что было принято за предзнаменование. Здесь князь Андрей Юрьевич заложил село Боголюбово, в котором позднее построил город-замок — любимую свою резиденцию. В 1157 г., после смерти Юрия, ростовцы, суздальцы и владимирцы выбрали Андрея Боголюбского своим князем, «занеже бе любим всеми за премногую его добродетель», чем нарушалось завещание Юрия, отказавшего Суздальскую землю младшим детям - Михалку и Всеволоду. Их, а также племянников - детей Ростислава — Андрей Боголюбский изгнал из Суздальской земли, а с ними и «мужи отца своего передний». Он поселился не в Суздале или Ростове, а во Владимире, вероятно, желая избегнуть влияния бояр старых городов. Свой стольный город он старался украсить: в 1158 г. заложил церковь Успения Божьей Матери и дал ее духовенству село и десятину в своих стадах и торговых пошлинах; в 1160 г. церковь эта была достроена иноземными мастерами; расширил детинец (Владимирский кремль) и построил в городе, в подражание Киеву, двое ворот - золотые и серебряные. Андрей Боголюбский хотел быть «самовластным», по выражению летописи, в Ростовской земле, в делах церковных. Он изгнал епископа Леонтия, заспорившего с ним о числе постных дней; хотел учредить во Владимире особую митрополию, но уступил мнению патриарха, епископ же Федор, упорствовавший в этой мысли, был вызван в Киев и там, под предлогом жестокого обращения с паствой, казнен.
В первые 10 лет своего управления Андрей Боголюбский почти не вмешивался в дела других русских областей. В это время уже; выявилось его преобладание над князьями рязанскими, смоленскими и полоцкими, впоследствии участвовавшими в его походах; но сведений о том, как он этого достиг, не имеется. Он претендовал и на влияние в Новгороде. В 1160 г. Андрей Боголюбский послал сказать новгородцам: «ведомо вам буди, что я хочу искать Новагорода добром и лихом, целуйте мне крест на том, чтоб иметь меня отцом себе, а мне желать вам добра». После того новгородцы в течение нескольких лет принимали к себе князей по его указанию. В 1164 г. он начал воевать с волжскими булгарами, которые, хотя и не были ближайшими соседями Суздальской земли (между ними простиралась Мордовская земля), но находились с нею в торговых сношениях. Андрей Боголюбский сам выступил в поход, взяв с собой владимирскую икону Божьей Матери. Булгары были разгромлены. Андрей Боголюбский взял 3 их города, в т. ч. знаменитый Бряхимов (по мнению С. М. Шпилевского — Биляр). В память об этой победе был установлен праздник 1 августа. В 1172 г. Андрей Боголюбский снова посылал рать против булгар, но она потерпела неудачу. В 1167 г. новгородцы, прогнав поставленного у них Андреем Боголюбским Святослава Ростиславича, выбрали своим князем Романа Мстиславича Великого, сына Мстислава Изяславича, тогда княжившего в Киеве и не любимого Андреем Боголюбским. Последний решил наказать своих врагов и начал с Мстислава. Он послал в Киев громадную рать под началом своего сына Мстислава Андреевича, к которому присоединилось 11 других князей; Киев был взят в марте 1169 г. «на щит» и отдан воинам на 3 дня на разграбление; в Киеве Андрей Боголюбский посадил своего брата Глеба Юрьевича. Наступил черед и для Новгорода, который обидел Андрея Боголюбского еще тем, что новгородские сборщики дани избили в Двинской земле, на которую Боголюбский имел притязания, его людей. К Новгороду в 1170 г. была послана сильная рать под командой Мстислава Андреевича. Столица республики выдержала осаду; граждане приписывали свое спасение заступничеству образа Знамения Божьей Матери и учредили праздник этой иконы. Но Андрей Боголюбский запретил подвоз хлеба к Новгороду из Суздальской земли, и новгородцы снова стали принимать от него князей. В 1172 г. погиб в Киеве Глеб; Андрей Боголюбский на киевский стол посадил Романа Ростиславича, но вскоре рассердился на Ростиславичей, т. к. поверил клеветникам, уверявшим, что они дали убежище убийце его брата Глеба. Ростиславичи отказались выдать обвиняемого и заняли Киев. Андрей Боголюбский послал сказать им, чтобы они вышли из Киевской волости. Мстислав Ростиславич, обрив голову и бороду послу Андрея Боголюбского, послал сказать Андрею Боголюбскому: «До сих пор мы любили тебя, как отца, но если ты прислал с такими речами не как к князю, а как к подручному и простому человеку, то делай, что задумал, и Бог нас рассудит». Андрей Боголюбский стал готовить рать. Войско приблизительно в 50 тысяч человек безуспешно осаждало Вышгород, где засел Мстислав Ростиславич. Осада продолжалась 9 недель, когда к городу подошел луцкий князь - Ярослав Мстиславич и вступил в переговоры с Ростиславичами. Появление свежего войска заставило бежать рать Андрея Боголюбского . Князья скоро перессорились между собой, и Ростиславичи опять обратились к Андрею Боголюбскому. «Подождите немного,— отвечал Андрей Боголюбский,— я послал к братии своей в Русь: как придет от них весть, то дам вам ответ». Однако 29 июня 1174 г. Андрей Боголюбский был убит своими приближенными. Ранее он велел казнить одного из братьев своей 1-ой жены, Кучковича. Брат казненного Яким составил заговор против великого князя, в котором принимал участие его зять Петр Кучков и ключник Андрея Боголюбского Анбал Ясин. Заговорщиков было 20 человек. Ночью они подошли к спальне князя, но на пути, пораженные страхом, забрались в медушу (погреб) и, напившись там, вошли в сени. Когда они подошли к ложиице, один из заговорщиков постучался в дверь со словами: «Господине, господине!»— «Кто тут? — спросил Андрей Боголюбский,- Прокопий? (так звали любимца князя)».- «Нет, это не Прокопий»,— сказал князь мальчику, спавшему в ложнице. Убийцы сломали дверь и ворвались в комнату. Князь вскочил и стал искать меч святого Бориса, который всегда висел над его ложем, но меч еще накануне был снят Анбалом. 2 убийц схватили его. Андрей Боголюбский повалил одного из них; другие, не различая в темноте, напали было на упавшего, но потом, распознав князя, кинулись на него с мечами, саблями и копьями. «Горе вам, нечестивые, - говорил Андрей Боголюбский,- зачем хотите походить на Горясера (убийца князя Глеба Владимировича. — В. Б.)? Какое зло я вам сделал? Если прольете мою кровь, то Бог отомстит вам на небеси». Считая его убитым, заговорщики начали выносить того из них, который погиб в свалке. Андрей Боголюбский в это время успел уйти в сени и сошел с крыльца. Убийцы, заметив, что он исчез, сказали: «Мы погибли, ищите его скорее». Со свечой они бросились на его поиски и нашли вскоре истекавшего кровью. Андрей Боголюбский молился про себя. Когда убийцы подошли, Петр отсек князю руку. «Господи, в руце Твои передаю дух мой»,- сказал Андрей Боголюбский и умер. Потом заговорщики убили Прокопия и стали грабить казну. Поутру послали сказать владимирцам: «Что вы замышляете на нас? Мы были не одни, с нами были и из ваших».—«Кто был с вами, тот пусть с вами и останется,— отвечали владимирцы,- а нам его не надо». Пока шли эти переговоры, слуга Андрея Боголюбского, Кузьмище Киевлянин, спрашивал у всех: «Где князь?» - Ему отвечали: «Его выволокли в огород, но не бери его, хотим бросить его псам, кто поднимет тело, тот наш враг, и того мы убьем». Подойдя к телу, Кузьмище начал плакать. В это время проходил огородом Анбал. «Анбал ворог!- сказал Кузьмище, - брось мне ковер или что-нибудь прикрыть его».- «Не трогай, хотим бросить его псам».- «Еретик! Хочешь и сам выкинуть!- отвечал Кузьмище.- Помнишь ли, жид, в каком платье ты пришел, а теперь ходишь в окскамите, а князь лежит наг. Кинь что-нибудь, прошу тебя». Анбал кинул ковер и корзно. Обернув тело, Кузьмище принес его в церковь, но не смог достучаться. «Кинь его в притвор»,— говорили ему окружающие. Все были пьяны. Кузьмище начал причитать над телом своего господина. 2 дня пролежало тело великого князя на паперти. На 3-й день пришел Арсений, игумен монастыря Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь и положил в камеи, гроб и отпел над ним панихиду. Граждане же боголюбские все это время продолжали грабить дворец, а также дома тиунов, посадников и иностранных строителей храма; то же было и во Владимире. Наконец волнение унялось. Владимирцы пошли с носилками в Боголюбов и перенесли тело. Весь народ плакал. Андрея Боголюбского похоронили во владимирском Успенском соборе. Церковь канонизировала его. Есть предание, будто Всеволод Юрьевич Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в Плавучее озеро (в 3 км от Владимира; В. Н. Татищев назвал его Поганым), и будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и слышатся стоны. Есть известие, что в убийстве участвовала и 2-я жена Боголюбского, «родом из Яз» (осетинка).
Из детей Андрея Боголюбского пережил отца только один Юрий, княживший в Новгороде. Андрей Боголюбский не хотел занимать Киевский стол, предпочитая ему свои владения на Северо-Востоке. Он начал ту политику, которая впоследствии объединила Русь. По словам М. П. Погодина, «он оборотил средоточие русской государственной тяжести в другую сторону, он вывел на позорище истории другое племя, великорусское, самое младшее из всех племен наших, из всех племен славянских». Пылкость и страстность его молодых лет обратились к старости в гордое властолюбие: князья, бояре, духовенство, города - все должно было подчиняться ему. Никто из преемников, до самого Ивана III Васильевича Великого не поступал так прямо и решительно; сам Всеволод Большое Гнездо вынужден был нередко хитрить, но хитрость была противна гордой натуре Андрея Боголюбского.
Строительство Успенского собора во Владимире по повелению великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского
Победа Андрея Боголюбского над болгарами
Убийство Андрея Боголюбского: «... всовашися в ложницу вси, секше ево саблями и мечи, идоша прочь...»
Убийство Андрея Боголюбского: «... он же подъбеже под сени; налезше его ту и скончаша...»
Убийство Андрея Боголюбского: «... И Петр (Кучкович) же ему оття руку десну...»
Погребение Андрея Боголюбского