varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая вазопись / Мастер Персефоны / Скифос из Вико Эквенсе.Анод Афродиты. Около 460 года до н.э. Бостон, Музей изящных искусств. |
Мастер Персефоны. Скифос из Вико Эквенсе.Анод Афродиты. Около 460 года до н.э. Бостон, Музей изящных искусств.
Источник: http://cicerone2007.livejournal.com/81804.html
"В искусстве активно формируется иконография воскрешения богини - в дополнение к сценам воскрешения бога, о чём выше говорилось вскользь по поводу росписей "маньеристов". Если Диониса возрождали в виде столба с прикреплённой к нему личиной маской, то Афродиту (а также Кору и Пандору) стали представлять в сценах анода - выхода из потустороннего мира. Мастер Персефоны, один из выдающихся вазописцев этого времени и тоже "монументалист", создаёт замечательный образ такого рода на скифосе из Вико Эквенсе, хранящемся в Бостоне. Показана трёхфигурная композиция, наследница "геральдической формулы". Приподнимая края подпоясанного дорического пеплоса (знак отделения/отдаления от нижнего мира, как у архаических кор), богиня врсходит из земли, видимая анфас, с повёрнутой в профиль головой (в саккосе). По сторонам пляшут два сатира с конскими хвостами и козлиными головами, в сложных ракурсах: один предостерегает богиню от опасностей, другой делает охранительный жест, и оба поют ритуальную песнь - эта песнь помогает богине выйти из подземного мира. Дионис "реституировался" в своей "уранической" среде, Афродита - в своей подземной / подводной; его собирали из частей как ранее расчленённую жертву, она восходит из-под земли живая и целостная. Новый вариант иконографии, созданной для "униженной женщины", сохраняет память о её "неделимости". В знак оживания природы с приходом богини появляется пышный флоральный орнамент: по верху вазы идёт живой венок плюща с цветами и листьями, под ручками - живописные круглые пальметты с усиками и стрелами. "
Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 44-45