Варварская галерея / Минойская и микенская вазопись (крито-микенская вазопись, эгейская вазопись)

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Фляга "Морского стиля". Около 1500 года до н. э. Гераклион, Археологический музей.

Фляга "Морского стиля". Около 1500 года до н. э. Гераклион, Археологический музей.

Кувшин из Просимны, Арголида. Осьминог. Высота 51 см. Около середины XV века до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Кувшин из Просимны, Арголида. Осьминог. Высота 51 см. Около середины XV века до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

"Новый художественный цикл представляет искусство II тыс. до н.э., которое обычно называют крито-микенским (или минойско микенским) и эгейским. Названия условны: они лишь подчёркивают широкое распространиение этой культуры на Балканах, на крупнейшем острове Средьземноморья Крите, на Эгейских островах и на побережье Малой Азии. Собственно, только в это время формируется будущая эллинская территория, которая и включает в себя данные географические зоны. Теперь, кроме ранее осевших в Греции пеласгов (так античные авторы называли древнейших жителей Балкан - "автохтонов"), обозначились две главнейшие этнические ветви. Одну, более древнюю, составляли критяне, которые не принадлежали к грекам, а были, судя по всему, переселенцами с Ближнего Востока: во многом они близки шумерам, а экстраординарный культ быка, развитый в минойских дворцах, заставляет вспомнить о Чатал-Гююке, древнейшем неолитическом городе в Центральной Анатолии. Критяне, или минойцы, как называют их по имени Миноса, мифического правителя Кносса, создали совсем особое искусство - величественные дворцы, украшенные фресками и богатой утварью, в которых отправлялись сложные ритуалы. Минойское искусство, изнеженное и чувственное, поклонялось красоте окружаюшего мира и скорбело о её кратковременности. Оно было далеко от мужественных тем других древневосточных народов - ожотничьих сцен, царских походов, завоевания соседних племён.

Процветало минойское искусство до середины II тыс. до н.э. К этому времени постепенно набиравшие мощь микенцы превратились в могучую силу и распространили свою власть на целый ряд балканских, островных и малоазиатских территорий. Их победу упрочило землетрясение, обрушившее ок. 1450 г. до н.э. критские дворцы. "Минойский цикл" уже завершался, но минойское искусство было взято на службу микенскими правителями, потому что их собственные художественные вкусы были ещё недостаточно развиты и, если можно так сказать, непластичны. Лучшие вещи, открытые археологами в микенских дворцах и могилах, явно отмечены критским почерком, а там, где прорезается что-то своё, оно носит иной - плоскостной, орнаментальный, "геральдический" характер. Таковы фрески, резные каменные шкатулки, погребальные стелы, терракотовые статуэтки богинь, нижняя часть которых исполнена на гончарном круге, и, конечно же, вазы. Минойцы ещё долго будут основной составляющей микенского творческого потенциала, и в целом искусство микенской эпохи (XVI-XII вв. до н.э.) остаётся во многом минойским. Правда, минойская в нём только форма, а смысл уже новый. Новые темы - войны, охоты, осады городов - теснят "природные" критские. А там, где темы остаются старые, как, например, в перестроенном микенцами Тронном зале Кносского дворца, всё подчиняется жёсткому рационализму и строгой логике. Исчезает критская "двойная перспектива" и ощущение сиюминутной красоты окружающего мира: всё застывает, костенеет и отливается в вечные, неподвижные формы.

Микенская культура тоже была близка древневосточным, судя по её культу гробниц, которые составляют важнейшую главу её искусства. Города появились позднее, а с ними и могучие цитадели крепости с прочными воротами, замкнутыми внутренними пространствами и дворцами, помещения в которых уже не группировались вокруг внутренних дворов, как на Крите, а нанизывались на единую ось. Микенское искусство принадлежит к другой, чем минойское ориентальной семье - с "непластическим" идеалом, с доминантой логики над чувством, плоскостного видения над пространственным. Но, поскольку оно существовало в минойском контексте и было неотемлимо от него, возникла почва для формирования в искусстве слитых минойско-микенских представлений о мире.

Однако и этот художественный цикл исчерпал себя, что дало о себе знать в позднюю эпоху (XIII в. до н.э.): в росписи ваз, на фресках дворцов, на резных печатях, на глиняных статуэтках богинь, изготовленых на гончарном круге, заметны потеря интереса к сюжетике, оскудение фантазии, нарастание небрежности и схематизма. Задолго до конца микенских дворцов эти тревожные симптомы сигнализировали о слабости микенских тронов. Дворцовый мир окончательно пал, как считают, или в середине XIII в. н.э. или же ок. 1190 г. до н.э. С этими датами связывают событие Троянской войны, которую древние считали причиной крушения микенского мира. Однако археологам так и не удалось найти её следов. Троя VIIa, которая единственная могла быть той самой "Приамовой Троей", на деле оказалась небольшим, незначительным городом, гибель которого не могла вызвать столь огромный исторический резонанс. К тому же город погиб не в военном пожаре, а от землетрясения. Вероятно, как то часто случается, рядовое событие истории культурная память народа наделила экстраординарной мифической значимостью. Троянская война стала своего рода духовным символом. И действительно, Троя пала - и пал весь дворцовый мир, пала вся доисторическая Эллада. Её смело нашествие новых варварских племён - пришедших опять с севера и той же гренческой крови (дорического племени), но стояли они на несравненно более низком культурном уровне. Древние авторы называли пришельцев Гераклидами - потомками Геракла.

Вся Греция словно погрузилась во тьму."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том I, Стр. 22-24.

Вверх.

На главную страницу.