varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая вазопись / Эксекий / Амфора из Вульчи. Ахилл и Аякс играют в шашки. Около 540 года до н. э. Рим, Музеи Ватикана. |
Эксекий. Амфора из Вульчи. Ахилл и Аякс играют в шашки. Около 540 года до н. э. Рим, Музеи Ватикана.
"Эксекий возвратился к образу Аякса ещё в одной своей вазе, амфоре из Вульчи, хранящейся в ватикане, с изображением Ахилла и Аякса, играющих в шашки. И, здесь композиция, внешне совершено простая, построена с редким искусством: два воина, сидя друг против друга, склонились над столиком с игральной доской. Игра - это тоже агон и жребий, игра жизни и смерти, но уже обмирщённая: Эксекий снимает центральную фигуру Афины, запечатлённую в большинстве таких сцен, - у них она патетически вздымает руки горе и мечется между героями на втором плане; Афина и есть шашечная доска, смерть и жизнь в одном лице. У Эксекия нет патетики: изображение построено спокойно, элегично. Дуги спин героев смыкаются в некую большую форму - как величавый купол неба, как омфал, но внутри этого пространства под прикрытием двух "геральдических" крыльев формируется напряжённый духовный импульс - барьер смерти / жизни, который придётся пересечь одному из пероев, и он прорывается в центробежной устремлённости копий. Герои подобны друг другу во всём: и в склонённых силуэтах тел, и в изысканном чередовании чёрных и гравированных участков (шлем, лицо, рука, нога), и в общем достоинстве поз. Но Эксекий намекает, за кем будет победа: у Ахилла, сидящего справа (с точки зрения вазы), голову закрывает коринфский шлем с высоким султаном, а голова "левого", Аякса, не защищена, и шлем обращён "спиной" к небу. "
Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Геометрика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. Стр. 291-294.