varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Поздняя классика / Софокл. Мраморная римская копия греческого оригинала 30-х годов IV века до н.э. Рим, Ватикана, собрание б. Латеранского музея. |
Софокл. Мраморная римская копия греческого оригинала 30-х годов IV века до н.э. Рим, Ватикана, собрание б. Латеранского музея.
"Портрет Софокла, один из лучших в портретной галерее греков, представляет афинского трагика стоящим в гиматии, заложив одну руку за складку плаща и скрыв другую сзади, - поза, характерная для мужских статуй IV в. до н.э. Плащ косо приподнят и обнажени другой ноги. Надо заметить, что мода ношения плащей в поздней классике иная, чем в высокой. Если раньше они были длинными, доходя до земли и превращая фигуру в мощный тектонический столп, то теперь они приподняты, открывают частично ноги и драпируют их так, чтобы показать душевное состояние носителя. Все элементы очень значимы, продуманны. Так, согнутая в локте правая рука намекает на вынужденную праздность, словно бы усталость; кроме того, она помогает зрительному выделению верхней части тела с головой в особый, высший в иерархии образа смысловой узел; формально она способствует смещению участков "негативного пространства" вниз, к ногам: "дышит" нижний мир, на грани которого с земным происходит некий важный взаимобмен энергий. Поза - и торжественная, и несколько сценическая; кажется, что Софокл, остановившись перед зрителем, продолжает потихоньку двигаться, о чём-то думая и переминаясь с ноги на ногу. Софокл красив и аристократичен, а пряди его тщательно уложенной бороды напоминают спирали трагических масок."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 354-355.