varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Ранняя классика / Две статуи воинов из Риаче. Бронза. Около 460-450 гг. до н.э. Реджо ди Калабрия, Национальный музей. |
Две статуи воинов из Риаче. Бронза. Около 460-450 гг. до н.э. Реджо ди Калабрия, Национальный музей.
"Современники Зевса - два бронзовых воина из Риаче, тоже найденные в море, ок. 460-450 гг. до н.э., хранятся в Реджо ди Калабрия. Оба воина - обнажённые, немолодые, с бородами, с мускулистыми крепкими торсами и длинными суховатыми ногами. Воин А держит в руке копьё и щит (утрачены), воин Б - тоже вооружён, но он ещё и в шлеме. Оба обращены почти фронтально к зрителю, но не вступают с ним в контакт. Пластика тел отличается строгой тектоникой - она очевидна в характеристике опорных и свободных ног, свободных и нагруженных рук. Система работы частей тела продумана до мельчайших деталей, и в анатомии уже полностью исчезает резкость: формы плавно перетекают друг в друга. От строгого стиля остаётся лишь некоторая жёсткость поворотов и суровое выпажение лиц.
Воин А смотрит вперёд, к подходящему противнику, который опять оказывается невидимым. Он встречает его без особой любезности, нетерпеливо и даже страстно, приоткрыв рот, так что видны сверкающие зубы. Приоткрытый рот может означать некий происходящий диалог, но фактически он выражает спешное дыхание, своеобразный акт ответа на посланное извне ему природой импульс. Недружелюбность воина по отношению к этому невидимому миру, из которого к нему является невидимый противник, подтверждается тем обстоятельстваом, что именно с этой стороны воин отрезает себя копьём от окружающей среды. Форма слегка возвышенного черепа подчёркнута тесно прилегаюшими к нему волосами; волосы гравированы тонкими прядями и перевязаны лентой, поверх которой голову мог венчать венок; длинные кудри ниспадают живописной массой на плечи, до мелко завитой бороды. Фигура была тчательно дораготана резцом и всевозможными инкрустациями: медные губы и соски, серебрянные зубы, инкрустированные глаза с тяжёлыми веками. Выражение лица у воина - напряжённое и чрезвычайно возбуждённое, о чём свидетельствуют тревохно изломанные брови.
У воина Б, при сходных внешних характеристиках, иной облик: торс мощнее и круче изогнут, плоть его зримо нависает над костной структурой, очевиден диссонанс поворотов - ноги обращены вправо от зрителя, а тело влево, причём ярко акцентировано напряжение мышц в районе бёдер, и все формы очерчены контрастнее (правая рука и левое предплечие были заменены уже при древней реставрации). Голова у воина Б - иная, с рыхловатой структурой пышной бороды и строго очерченным черепом. Его волосы ложатся более крупными завитками, в разделке которых сильнее звучит графический акцент. Исходя из того, что голова была в шлеме, в ней ещё резче разделялись конструктивный верх (собственно череп и лицо) и рыхлый низ (усы и борода).
Обе фигуры, несомненно выполненные выдающимся мастером, часто приписывают аттической школе. Их "строгость"" едва ли можно считать недостатком - непреодолёнными признаками архаизма. Напртив, они очень закончены и по своему очень цельны. Создатели бронз из Риаче свободно оперировали сложным набором приёмов для создания образа, живущего независимо в своём идеальном пространстве. Однако приписывать бронзы Фидию или другим великим мастерам V в. до н.э. мы бы не стали. На фоне аттической традиции они духовно особые. Их образы, с приоткрытыми ртами, магнетическими глазами и совсем натуральными формами излучают демоническое живоподобие. Они несут в себе некую духовную неудовлетворённость - непогашенный импульс, вопрос, не получивший ответа. При взгляде на статуи, сколь они не великолепны, нас одолевает ощущение встречи с реальным человеком, но каким-то не очень "человеческим". В обеих фигурах (и особенно воина Б) прослеживаются признаки натурализма, которого скульптура метрополии, в том числе Афин, целиком лишена. Непримирённость противоречий идеального и реального выступает как особый духовный статус героев - статус не завершивщегося результатом ожидания. Вероятно, эти фигуры были изготовлены в Южной Италии, контекст искусства которой наиболее близок такой концепции."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 87-88.