varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Высокая классика / Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Последняя четверть V века до н. э. |
Крито-микенский период, Геометрика, Архаика, Ранняя классика, Высокая классика, Поздняя классика, Эллинизм
Афинский Акрополь. Эрехтейон. Портик Кариатид. Последняя четверть V века до н. э.
"Западный фасад храма выглядит очень сложным: его глухая ныне стена фланкируется двумя разномасштабными портиками, из которых северный выдвигается вперёд, к священному участку с оливой, а южный, оформленный статуями кариатид, напротив, имеет уменьшефигурацию. Этот портик из шести статуй-колонн приставлен к глухой южной стене здания, сложенной из крупных квадратов мрамора: её оживляет только лёгкий растительный фриз-анфимий, проходящий по верху стены и венчающий фриз; последний необычен: к чёрному фону элевсинского мрамора прикреплены беломраморные фигуры. Портик Кариатид, не доходящий до венчающей части стены, сдвинутый к западу, стоит над "могилой Кекропса", найденной археологами у юго-западного угла здания. Величавые девы с пышными волосами, несущие ойнохои и фиалы, застыли в вечном круге ритуальных либаций, которые они совершают в честь "солнечного" бога-отца."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 176.
"Древнейшей богиней города была отнюдь не Афина, как показывает анализ ритуалов и мифов, связанных с афинской святыней. На Акрополе от минойских времён сохранилось священное дерево - олива. Поскольку оно всегда вырастает "из хаоса", в обряде оно остаётся связанным с могилой (так дельфийский лавр рос над могилой Пифона - Диониса - Аполлона, а олимпийская олива - над могилой Пелопса - Зевса). Олива Акрополя росла над могилой Кекропса, считавшегося одним из царей-автохтонов аттической земли, исконно живших на этом месте, и одним из учредителей главнейших культурных ценностей: он открыл счёт и письмо, сделал много других благодеяний и главное, учредил "правильный брак", при котором каждый мужчина мог жить с одной только женщиной. "Культуртрегерский" характер Кекропса заставляет задуматься о его отношении к "комическим творцам", а его "двуприродный" образ, образ человека со змеиным хвостом вместо ног, наводит на мысль о его "хаотичности". Черты водного бога, скрытого под оболочкой подземного (хтонического) существа, Кекропсу достались, лишь когда греческая культура стала патриархальной - ранее он был, как и другие боги-мужчины, "солнцем", умирающим и воскресающим богом. Вот откуда его могила на Акрополе и "священное древо" над ней.
Космогонической парой Кекропса выступает Аглавра - смертоносная богиня, способная обращать в камень своим взглядом. Это древняя мать, сыном которой поначалу считался Кекропс, с установлением "власти отца" превратилась в его дочь, с тем же именем, тогда как он стал отцом, родоначальником царской династии. К его дочери Аглавре прибавились две другие мифические девы, Пандроса и Герса, имена которых связаны с "росой" (одно в аттической, другое в ионической форме). Роса имела отношение к священной оливе, находившейся на попечении всех трёх "росных сестёр", из которых одна древненйшая противостояла двух позднейшим своей свирепостью. Аглавра-дочь унаследовала дикий нрав Аглавры-матери. Она отличалась от двух других кротких дев своей жестокостью и силой, "отбив", в частности, у Герсы её жениха Гермеса и, по некоторым сведениям, обратив её в камень взглядом. Младшая Аглавра стала инициатором в другом богопротивном деле. Когда Гея, родив младенца Эрихтония, передала его на воспитание Афине, Афина перепоручила новорожденного трём дочерям Кекропса с указанием не открывать ларец, в котором пребывал младенец. Однако дев снедало любопытство, и однажды, по наущению Аглавры, он ларец открыли (по другим версиям, Пандроса воздержалась от участия). Из него явился страшный змей, при виде которого девы обезумели и разбились, в страхе прыгнув вниз с высокой скалы.
С этими девами сопоставляют других, тоже акропольских, девушек участниц необычного действа. Павсаний сообщает, что в месяце Скироворионе (июнь-июль) на Акрополе справлялся особый обряд, в котором две девочки из знатных семей, избранные жрецом-правителем города, архонтом-басилевсом, по наставлению жриц брали нечто закрытое в корзинке и несли его вниз, в "сады Афродиты", а там, взяв нечто другое, но тоже неведомое им, поднимали на вершину Акрополя. Ритуал назывался Аррефории или Арретофории, что означает "Несение того, о чём нельзя говорить", запретного для упоминания". Что несли туда и обратно девочки, остаётся неясным, однако смысл ритуала понятен: это ритуал смерти - воскрешения солнечного бога, о чём говорит путь вниз - вверх, обстановка тайны, участие женщин жриц, а также время отправления в середине лета, в дни солнцестояния. Закрытый ларец с воскрешаемым богом идентичен в ритуале и в мифе о "дочерях Кекропса"; вероятно это распавшиеся звенья некогда единого комплекса.
Смерть "нерадивых дев" - типичная тема патриархальной культуры; история передачи Эрихтония косвенно отражает суть Афины как матери: тот, кто ребёнка получает последним, и есть исконный родитель. Такой родительницей юного бога предстаёт Аглавра, которую в акропольскои культе на каком-то этапе сменила Афина: олимпийская богиня унаследовала и оливу, и младенца Эрихтония, и суровый нрав древней владычицы, и даже способность обращать в камень взглядом (благодаря эгиде с головой Медузы Горгоны). Более новые мифы, стирая память о матриархальном прошлом Афины и тем более о её материнстве, создали новую версию. Якобы бог Гефест, пылая страстью к Афине преследовал её и случайно пролил семя на её ногу. Афина вытерла его клубком шерсти, из которого по истечениидесяти лунных месяцев и родился Эрихтоний. В новой культуре железного века Афину лишили материнства и сделали девой - правда, девой мужеподобной; собственно, её образ воплощает "хаотический" союз мужского - женского и в этом смысле идентичен образу Медузы Горгоны, который Афина носит в искусстве греков на своей груди."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 161-164.