Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Антефикс с изображением головы Пана. Тарент. Около середины IV века до н.э. Москва, ГМИИ.

Антефикс с изображением головы Пана. Тарент. Около середины IV века до н.э. Москва, ГМИИ.

Инв. АТ 3462 (739)

Тарент, Южная Италия. Ок. середины IV в. до н.э.

Глина пережженная, с включением слюды и кварца; обмазка

В. 15,2; Ш. 16,2; Т. 14,8

Сохранность:

утрачена нижняя часть антефикса; козырек обломан; небольшие сколы; обмазка и раскраска утрачены

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 83, кат. 137

Антефикс полукруглой формы с козырьком представляет отлично исполненную голову Пана с расходящимися в стороны небольшими рожками. Среди многочисленных героев южно-италийских антефиксов – Ио, Дионис, менады, горгоны, силены, неизвестные героини, часто представлен и Пан – козлоногий рогатый бог, в мифах сын Гермеса, на деле – его предок. Примечательна пластическая трактовка лица Пана с сильно проработанным рельефом и глубокой моделировкой форм, с явным выражением пафоса: высоко вздернуты дуги бровей, скорбно прищурены глаза, страдальчески приоткрыт рот. Лоб низко венчает диадема, из-под которой разметываются пряди волос, окружая голову ореолом; из них-то и выступают по центру два рожка, отчетливо видимые на фоне. Только эти рога и торчащие кверху звериные уши говорят, что изображен Пан, в остальном облик божества целиком антропоморфный. Безбородое лицо асимметрично, с сокращенной правой частью и длинным левым глазом; радужка оконтурена, зрачок обозначен углублением.

Страдальческое состояние свойственно Пану: в эпоху эллинизма и Рима широко распространились сцены извлечения им занозы у сатира или сатиром у него 1 . Они говорят о его древней сути умирающего-воскресающего бога, оттесненного на периферию мифо-ритуалов могучим образом Диониса; козел издревле был наделен солярным смыслом; так, он является популярной фигурой уже на ранних неолитических вазах (Самарра), а в крито-минойской культуре его образ, почти целиком вытесненный образом бога-быка, приобрел антропоморфные черты: изображение бегущего юноши с головой козла встречается на критских печатях 2 . Вся сумма стилистических признаков говорит, что антефикс был создан ок. середины IV в. до н.э.; для этого времени характерно и специфическое выражение скорби ( ????? ), впервые введенное в искусство Эллады Скопасом (ок. 395–350 до н.э.).

Близкие аналогии нашему антефиксу находятся в Британском музее Лондона 3 и Античном музее Базеля (из Тарента) 4 .

Л.И. Акимова


________________

1 Cр. здесь: Саркофаг Уварова , № 131.

2 Ср. печать-лентоид из агата, из Хании (Кидонии), ок. 1450 до н.э. ( Evans , 1921. Vol. I. P. 08, fig. 532).

3 Higgins I, 1969. P. 370, N 1364, pl. 191 (Антефикс с головой Пана. В. 17,5. Из Таранто. Глина желто-охристая).

4 LIMC VIII, 1997, Pan 37, p. 926 (P. Weiss).

 

Источник: http://www.antic-art.ru/data/italy_sicily/index.php

Реклама:

 

Вверх.

На главную страницу.