Погребальная стела юноши с реки Илисс. Около 330 года до н.э.
"Но греческим стелам знакомо и ощущение безысходности, связанное с невосполнимой потерей. Знаменитая афинская стела с реки Илисс, ок. 330 г. до н.э. принадлежит к редким памятникам такого рода. К сожалению. утрачена эдикула с фронтоном, в котор создавала ощущение затенённого пространства, в котором происходит встреча отца и сына. Только теперь на стелах развились варианты темы прощания воина, впервые всплывшие на вазах мастера Андокида. Правда, здесь показан не воин, а атлетически сложенный юноша, с узловатой палицей, хотя и не столь мощной, как у
Геракла. Он стоит, прислонившись к собственному надгробию, не видя пришего на могилу отца. Он - эйдолон, призрак, показанный в его прижизненной чувственной красоте. Отец согбенный и скорбный, с посохом, пристально вглядывается в его черты, но юноша не видит его; он предстаёт в ритуальной позе анфас и смотрит вдаль, в никуда. В надгробие проникает идея
белофонных ликифов : невидимые умершие возникают у своих стел как фантомы.
Изображение доходит почти до надрыва: старик живёт, а сын, надежда его жизни, - умер. Но граница всё же сохраняется, и, кроме того, в композицию вводится новый мотив, способствующий преодолению кризиса. На ступенях стелы сидит, свернувшись,
спящий маленький мальчик. Рядом с ним собака бродит вокруг, что-то нюхая на земле (на этом основании юношу считали охотником, но это нонсенс). Собака и ребёнок не физические сущности, они намёк на два главнейших состояния жизненного цикла: уже совершённый
разрыв (собака-жрица) и предстоящее воссоединение (спящий мальчик,
сын). Мальчика никто не будит, это ещё неготовая для новой жизни душа, свернувшаяся в спираль. Он воплощает будущее - замкнутый цикл пространства - времени как антитезу к разорванному здесь.
В аспекте мифа-ритуала стела с Илисса представляет развёрнутую форму "мужского" бытия: при единой
матери-псице три стадиальные формы мужчины: младенец - юноша - старец. Поздняя эллинская культура, отторгая "отцовские" качества жизни, исключает из своей сферы самую продуктивную, социально и политически активную форму - зрелого мужа, мужчину в состоянии акме. Этот тип героя теперь не востребован - эпохе нужны
ритуальный юноша,
философский старец и
символический спящий младенец."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 366.