Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистичекая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Крито-микенский период, Геометрика, Архаика, Ранняя классика, Высокая классика, Поздняя классика, Эллинизм

Книга "Греческая скульптура" Владимир Блаватский - купить на OZON.ru книгу Греческая скульптура с доставкой по почте | 978-5-93381-266-1 Книга "Греческая скульптура" Владимир Блаватский - купить на OZON.ru книгу Греческая скульптура с доставкой по почте | 978-5-93381-266-1
Книга "Природа и античное общество" В. Д. Блаватский - купить на OZON.ru книгу Природа и античное общество с доставкой по почте | Книга "Природа и античное общество" В. Д. Блаватский - купить на OZON.ru книгу Природа и античное общество с доставкой по почте |

Погребальная стела юноши с реки Илисс. Около 330 года до н.э.

Погребальная стела юноши с реки Илисс. Около 330 года до н.э.  

 
"Но греческим стелам знакомо и ощущение безысходности, связанное с невосполнимой потерей. Знаменитая афинская стела с реки Илисс, ок. 330 г. до н.э. принадлежит к редким памятникам такого рода. К сожалению. утрачена эдикула с фронтоном, в котор создавала ощущение затенённого пространства, в котором происходит встреча отца и сына. Только теперь на стелах развились варианты темы прощания воина, впервые всплывшие на вазах мастера Андокида. Правда, здесь показан не воин, а атлетически сложенный юноша, с узловатой палицей, хотя и не столь мощной, как у Геракла. Он стоит, прислонившись к собственному надгробию, не видя пришего на могилу отца. Он - эйдолон, призрак, показанный в его прижизненной чувственной красоте. Отец согбенный и скорбный, с посохом, пристально вглядывается в его черты, но юноша не видит его; он предстаёт в ритуальной позе анфас и смотрит вдаль, в никуда. В надгробие проникает идея белофонных ликифов : невидимые умершие возникают у своих стел как фантомы.

Изображение доходит почти до надрыва: старик живёт, а сын, надежда его жизни, - умер. Но граница всё же сохраняется, и, кроме того, в композицию вводится новый мотив, способствующий преодолению кризиса. На ступенях стелы сидит, свернувшись, спящий маленький мальчик. Рядом с ним собака бродит вокруг, что-то нюхая на земле (на этом основании юношу считали охотником, но это нонсенс). Собака и ребёнок не физические сущности, они намёк на два главнейших состояния жизненного цикла: уже совершённый разрыв (собака-жрица) и предстоящее воссоединение (спящий мальчик, сын). Мальчика никто не будит, это ещё неготовая для новой жизни душа, свернувшаяся в спираль. Он воплощает будущее - замкнутый цикл пространства - времени как антитезу к разорванному здесь.

В аспекте мифа-ритуала стела с Илисса представляет развёрнутую форму "мужского" бытия: при единой матери-псице три стадиальные формы мужчины: младенец - юноша - старец. Поздняя эллинская культура, отторгая "отцовские" качества жизни, исключает из своей сферы самую продуктивную, социально и политически активную форму - зрелого мужа, мужчину в состоянии акме. Этот тип героя теперь не востребован - эпохе нужны ритуальный юноша, философский старец и символический спящий младенец."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 366.

Вверх.

На главную страницу.