Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Гермес Пропилайос. Мраморная римская копия II века н.э. греческой гермы около 400 года до н.э. Стамбул, Археологический музей

Гермес Пропилайос. Мраморная римская копия II века н.э. греческой гермы около 400 года до н.э. Стамбул, Археологический музей

" Наряду с этим возникает тенденция возврата к более древним, архаическим образам и к самому архаическому стилю как знаку связи с подлинным, религиозным и сакральным. Эта архаистика - намеренная имитация внешних приёмов архаики, применявшаяся для особого рода работ, связанных с тёмной, ночной стороной космоса. При входе на Акрополь, судя по данным древних авторов, стояли три скульптурных стража: герма Гермеса Пропилайоса (Привратного) работы Алкамена, одного из крупнейших ваятелей последних десятилетий V в. до н.э., его же статуэтка трёхтелой и трёхликой богини ночи и призраков Гекаты и рельеф с тремя харитами работы философа Сократа. Все они были исполнены в архаистическом стиле. Понятие о нём даёт хорошо сохранившаяся герма Гермеса из Стамбула - предполагаемая копия акропольского. Ваятель передаёт бесстрастный лик с пустыми глазами, плоским лбом, окружённым тремя рядами буклей, горизонтально срезанную бороду. В моделировке плоти нет никаких нюансов и чувственных акцентов: так делали в архаике. Часто архаистические образы по своему заполированы, "зализаны", так что поверхность мрамора перестают дышать, как будто покрывается некоей неуловимой оболочкой. Очевидно, она была призвана консервировать впечатление отвлечённой статики древних образов - их не должна была ранить современная окружающая жизнь. "

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том II, Стр. 235-236.

 

Вверх.

На главную страницу.