varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Высокая класика / Гермес Пропилайос. Мраморная римская копия II века н.э. греческой гермы около 400 года до н.э. Стамбул, Археологический музей |
Гермес Пропилайос. Мраморная римская копия II века н.э. греческой гермы около 400 года до н.э. Стамбул, Археологический музей
" Наряду с этим возникает тенденция возврата к более древним, архаическим образам и к самому архаическому стилю как знаку связи с подлинным, религиозным и сакральным. Эта архаистика - намеренная имитация внешних приёмов архаики, применявшаяся для особого рода работ, связанных с тёмной, ночной стороной космоса. При входе на Акрополь, судя по данным древних авторов, стояли три скульптурных стража: герма Гермеса Пропилайоса (Привратного) работы Алкамена, одного из крупнейших ваятелей последних десятилетий V в. до н.э., его же статуэтка трёхтелой и трёхликой богини ночи и призраков Гекаты и рельеф с тремя харитами работы философа Сократа. Все они были исполнены в архаистическом стиле. Понятие о нём даёт хорошо сохранившаяся герма Гермеса из Стамбула - предполагаемая копия акропольского. Ваятель передаёт бесстрастный лик с пустыми глазами, плоским лбом, окружённым тремя рядами буклей, горизонтально срезанную бороду. В моделировке плоти нет никаких нюансов и чувственных акцентов: так делали в архаике. Часто архаистические образы по своему заполированы, "зализаны", так что поверхность мрамора перестают дышать, как будто покрывается некоей неуловимой оболочкой. Очевидно, она была призвана консервировать впечатление отвлечённой статики древних образов - их не должна была ранить современная окружающая жизнь. "
Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том II, Стр. 235-236.