Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Рельеф. Гибель Ниобид. Мраморная римская копия греческого оригинала 430-х гг. до н.э. СПб, Государственный Эрмитаж

Рельеф. Гибель Ниобид. Мраморная римская копия греческого оригинала 430-х гг. до н.э. СПб, Государственный Эрмитаж

" Некоторый свет на этот вопрос проливает дошедшая в копиях сцена гибели Ниобид, в которой давно видели почерк Фидия. Павсаний упоминает её в качестве украшения одной из перекладин между ножками трона. Любопыто сравнить эту сцену с представленной мастером Ниобид на знаменитом кратере; в них должно было быть много общего, если бы статуя Зевса была исполнена Фидием в начале его карьеры. Однако этот загадочный фриз, полный новых находок, очень далёк от раннеклассического. Здесь тоже Аполлон с Артемидой пускают стрелы в детей Ниобы, и те падают, убитые и раненые, и чудовищная нелепость смерти детей выступает с той же очевидностью. Но при этом включаются иные индивидуальные иконографии - с теми же круглящимися дугами, параболами, вихревыми движениями, что были отмечены в Парфеноне. Никаких углов - никаких драматических ужасов. Дети спотыкаются, падают и умирают безболезненно, тихо, сворачиваясь клубочками, распростираясь ниц на земле, и уходят в могилу, как кажется, не замечая своей страшной физической боли. Зато огромна и нестерпима их душевная боль, боль расставания друг с другом. Одна из групп особенно впечатляет - красотой композиции, новым аспектом братской любви. Раненый юноша приникает к своей взрослой сестре, прижимаясь спиной к её животу и обнимая за шею руками. Может быть, эта поза неловкая, с точки зрения реального смысла, но она глубоко человечна и трогает зрителя до глубины сердца. Дети Ниобы погибают не из-за грехов их матери и даже не от разящих стрел Аполлона и Артемиды. Они гибнут из-за царящей в мире Необходимости, которая заставляет богов делать их страшное дело, но сама эта Необходимость невидима, неосязаема, непознаваема, она скрыта во всём и всюду - и в шелесте трав, и в пении птиц, и даже в солнечном свете. Человек рождается и живёт, не ведая, когда его счастливая жизнь будет вдруг в один миг уничтожена. Юный мальчик со взрослой сестрой - это прежние сын и мать, и мать опять остаётся надеждой, но уже не на спасение, а на умирание вместе, вдвоём. Новая проблема - одиночества - преодолевается любовью близких.

Рельеф. Гибель Ниобид. Мраморная римская копия греческого оригинала 430-х гг. до н.э. СПб, Государственный Эрмитаж

Ещё один новый аспект этой группы, широко подхваченный другими художниками и доживший до поздней античности, - параллелизм двух тел, обращённых в одну сторону; оба героя открыты навстречу смерти. Нежные и тихие, дети Ниобы не боятся её, они защищают друг друга: мальчик, прикрывая своим телом сестру от стрелы, девушка - прижимая его к себе. И даже напротив, луковидная выгнутость тела мальчика - это тоже оружие, направленное в Необходимость. Необходимость убивает человека, а человек сражает её своей привязанностью к миру. Ни одно живое существо нельзя стереть с лица земли - оно тысячами нитей связано с миром, оно содержит в себе всё, что есть в ему подобных, и всё, что существует в космосе. Так утверждал Анаксагор, развивая свою гипотезу "семян". Близко знакомый с ним Фидий создал в своём искусстве новую философию жизни." "

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 230-231.

Реклама:

 

Вверх.

На главную страницу.