Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Крито-микенский период, Геометрика, Архаика, Ранняя классика, Высокая классика, Поздняя классика, Эллинизм

Надгробие Дексилея. Мрамор. Начало IV века до н. э. Афины, Национальный археологический музей.

Надгробие Дексилея. Мрамор. Начало IV века до н. э. Афины, Национальный археологический музей.

"Рельефные стелы в IV в. до н. э. продолжают широко развиваться; их изготовлением занимаются как большие мастера, так и ремесленники, и этот вид творчества становится одним из самых признанных и самых народных в Аттике. Аттика - главный центр создания позднеклассической мемориальной скульптуры; она начинает ею же начатый в архаике жанр. Продолжают бытовать стелы удлинённого типа, создаются новые мемориалы в виде каменных лекифов и лутрофоров, но основной стержень искусства надгробий составляют широкие плиты с рельефными сценами, постоянно возрастающие в размерах, принимающие в себя всё большее число фигур, со всё более высоким рельефом - почти круглой скульптурой, часто обрамлённой большой архитектурной рамой - эдикулой. Ряд надгробий из пентелийского мрамора, до недавнего времени стоявших в некрополе Керамик, приобрёл особую патину - пурпурного, порой почти порфирового цвета.

В поздней классике, в период, когда происходящие в государстве события заставляли человека уходить от социального мира в частный, формируются семейные участки. Ряд таких периболов реконструирован в западной части улицы Гробниц некрополя Керамик: у них были специально поставленные опорные стены с возведёнными на них каменными цоколями, на которых ставились стелы в "геральдической" схеме: в центре главное надгробие или высокая узкая стела, по бокам - меньшие надгробия или мраморные вазы.

На одном из таких участков была найдена стела Дексилея, поставленная воину, павшему в Коринфской войне 394/393 г. до н.э.; об этом сообщает четырёхстрочная надпись на цоколе. Стела широкая, с фронтоном, но без бортиков, погибший запечатлен на ней как всадник, победоносно подмявший под себя пешего противника. Юный враг Дексилея пытается защищаться: в обмотанной плащом руке он зажал щит, но его поза, развёрнутая к зрителю, и положение под вздыбленным конём говорят, что он обречён. Дексилей, в коротком хитоне, представлен на фоне развевающегося за его спиной плаща - отзвук "барочных" исканий скульптуры последнего десятилетия V в. до н.э. Эффектна поза, эффектен жест - Дексилей готов пронзить противника копьём, но образ воина-победителя классицистичен, он дышит величавой героикой, без излишнего пафоса. Вместе с тем в смысловую структуру стелы проникает новое: мотив жестокости по отношению к врагу. Дексилей готов добить уже поверженного юношу, своего ровесника, но тот факт, что стела увековечивает славу погибшего, говорит, что попираемый юноша ритуально связан с победителем: они являют собой двуединство жреца и жертвы. Смерть и жизнь - две равноправные силы бытия, и то. что на стеле показаны двое юношей, возвращает нас к древнему ритуалу, к теме безвременной смерти. Опять, как в архаике, акцентируется ритуальный момент. Изображено самое скорбное для эллина событие - жизнь, выкорчёвываемая из бытийственного цикла навсегда."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 361-363.

 

Вверх.

На главную страницу.