varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Поздняя классика / Надгробие Дексилея. Мрамор. Начало IV века до н. э. Афины, Национальный археологический музей. |
Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Крито-микенский период, Геометрика, Архаика, Ранняя классика, Высокая классика, Поздняя классика, Эллинизм
Надгробие Дексилея. Мрамор. Начало IV века до н. э. Афины, Национальный археологический музей.
"Рельефные стелы в IV в. до н. э. продолжают широко развиваться; их изготовлением занимаются как большие мастера, так и ремесленники, и этот вид творчества становится одним из самых признанных и самых народных в Аттике. Аттика - главный центр создания позднеклассической мемориальной скульптуры; она начинает ею же начатый в архаике жанр. Продолжают бытовать стелы удлинённого типа, создаются новые мемориалы в виде каменных лекифов и лутрофоров, но основной стержень искусства надгробий составляют широкие плиты с рельефными сценами, постоянно возрастающие в размерах, принимающие в себя всё большее число фигур, со всё более высоким рельефом - почти круглой скульптурой, часто обрамлённой большой архитектурной рамой - эдикулой. Ряд надгробий из пентелийского мрамора, до недавнего времени стоявших в некрополе Керамик, приобрёл особую патину - пурпурного, порой почти порфирового цвета.
В поздней классике, в период, когда происходящие в государстве события заставляли человека уходить от социального мира в частный, формируются семейные участки. Ряд таких периболов реконструирован в западной части улицы Гробниц некрополя Керамик: у них были специально поставленные опорные стены с возведёнными на них каменными цоколями, на которых ставились стелы в "геральдической" схеме: в центре главное надгробие или высокая узкая стела, по бокам - меньшие надгробия или мраморные вазы.
На одном из таких участков была найдена стела Дексилея, поставленная воину, павшему в Коринфской войне 394/393 г. до н.э.; об этом сообщает четырёхстрочная надпись на цоколе. Стела широкая, с фронтоном, но без бортиков, погибший запечатлен на ней как всадник, победоносно подмявший под себя пешего противника. Юный враг Дексилея пытается защищаться: в обмотанной плащом руке он зажал щит, но его поза, развёрнутая к зрителю, и положение под вздыбленным конём говорят, что он обречён. Дексилей, в коротком хитоне, представлен на фоне развевающегося за его спиной плаща - отзвук "барочных" исканий скульптуры последнего десятилетия V в. до н.э. Эффектна поза, эффектен жест - Дексилей готов пронзить противника копьём, но образ воина-победителя классицистичен, он дышит величавой героикой, без излишнего пафоса. Вместе с тем в смысловую структуру стелы проникает новое: мотив жестокости по отношению к врагу. Дексилей готов добить уже поверженного юношу, своего ровесника, но тот факт, что стела увековечивает славу погибшего, говорит, что попираемый юноша ритуально связан с победителем: они являют собой двуединство жреца и жертвы. Смерть и жизнь - две равноправные силы бытия, и то. что на стеле показаны двое юношей, возвращает нас к древнему ритуалу, к теме безвременной смерти. Опять, как в архаике, акцентируется ритуальный момент. Изображено самое скорбное для эллина событие - жизнь, выкорчёвываемая из бытийственного цикла навсегда."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 361-363.