Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистичекая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Крито-микенский период, Геометрика, Архаика, Ранняя классика, Высокая классика, Поздняя классика, Эллинизм

Рельефная плита. Афина у пилона, т.н. Меланхолическая Афина. Мрамор. Высота 49 см. Около 460 года до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Рельефная плита. Афина у пилона, т.н. Меланхолическая Афина. Мрамор. Высота 49 см. Около 460 года до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

"Некоторая недосказанность, проистекающая из демонстративного обособления всех сущностей в космосе этой эпохи, оставляет скрытым смысл целого ряда вещей. К ним принадлежит известный рельеф Меланхолической Афины, ок. 470-460 гг. до н.э. На нетов изображена Афина в дорийском пеплосе и коринфском шлеме. Сильно склонившись и опираясь на копьё, она созерцает невысокий пилон. Строгая пирамидальная композиция - богиня - копьё - пилон - чётко читается на синем фоне. Образ пилона неясен: так представляли в искусстве и межевые камни (поэтому думали, что Афина стоит на границе афинской земли), и алтари, и надгробия. [На одной краснофигурной вазе этого времени пилон выступает, согласно надписи, надгробием Эдипа, и по его сторонам стоят дети царя.] Предполагалось, что и Афина созерцает погребальный пилон, на котором начертаны имена погибших афинян - стела создавалась в то время, когда в Афинах вводились погребения от лица государства с чтением надгробных речей. Поэтика грусти, скорби, сосредоточенного созерцания - неотъемлемая часть раннеклассического мировидения; вместе с тем рельеф представляет богиню босоногой, без особых регалий, в гладком высоком шлеме, заходящем, по давней традиции, на рельефный борт (чтобы скрасить резкость его линейной грани). Тело развёрнуто в три четверти к зрителю, голова и ноги - в профиль, и ткань хитона не свисает под своей тяжестью со склонённого тела - один из поводов считать памятник созданным ещё в 470-х гг. до н.э., а не в 460-х, к которым его обычно относят. Эта оцепеневшая и окаменевшая Афина - несомненно, перед мыслью о смерти - один из оригинальнейших образов строгого стиля."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 108-109.

Вверх.

На главную страницу.