varvar.ru: Архив / Галерея / Русский стиль / Шварц |
Варварская галерея / Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 - 1869)
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Вячеслав Григорьевич Шварц. Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным. 1862 |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864. ГТГ |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Вербное воскресение при Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865. Государственный Русский музей |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Угощение боярина (князь Серебрянный в гостях у боярина Морозова). 1865. Государственный Русский музей |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. 1868. ГТГ |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Иван Грозный в монастыре |
||
Вячеслав Григорьевич Шварц. Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Иван Грозный на соколиной охоте |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Взятие Казани Иваном Грозным |
Вячеслав Григорьевич Шварц. Преподнесение почетной руковицы. |
Александр Дмитриевич Литовченко. Портрет Вячеслава Григорьевича Шварца. 1870. ГТГ
Шварц Вячеслав Григорьевич (22.09.1838 – 29.03.1869) родился в семье генерала, участника Отечественной войны 1812 года. Раннее детство провел на Кавказе, где служил отец. В 1853-1859 гг. учился в Царскосельском лицее. Рисунок там преподавали академические художники, и Шварц, наделенный способностями к рисованию, получил у них первые серьезные навыки. По окончании лицея юноша поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета и одновременно начал посещать батальный класс Академии Художеств, возглавляемый профессором Б.П. Виллевальде. Позднее он добился перевода в натурный, а затем и в исторический класс, где уже в 1860 г. заслужил вторую серебряную медаль за рисунок "Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием".
В 1861 г. художник предпринял поездку в Германию, а вернувшись, в том же году начал работать над созданием картины "Иоанн Грозный у тела убитого им сына". Подготовительный картон, выполненный углем и белилами, был показан на академической выставке 1862 г. Работа имела успех и принесла своему создателю большую серебряную медаль. Интерес зрителей был вызван тем, что Шварц впервые отошел от традиционной трактовки образа грозного царя, пытаясь раскрыть сложную психологическую драму деспотичной и одновременно трагической личности. Впоследствии В.В. Стасов писал, что "подобной великой задачи исторической и психологической не смел и не умел взять ни один наш живописец раньше Шварца". Эта работа положила начало целой серии произведений художника, связанных с сюжетами из эпохи Иоанна Грозного. В частности, он создал небольшую живописную картину "Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным" (1862), выполнил тушью 5 иллюстраций к "Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1862-1864) и 4 иллюстрации к роману А. К. Толстого "Князь Серебряный" (1863-1865). В 1863 г. Шварц направился в Париж, где занимался в мастерской исторического живописца Ж. Лефевра, а также выполнил живописный вариант своего картона "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1864). Возвратившись в 1864 г. в Россию, художник вновь обратился к излюбленной теме жизни и быта русских царей, в изучении которой опирался на труды историков Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина. В кремлевской Оружейной палате он рисовал с натуры утварь, одежду, оружие и предметы обихода XVII столетия. В результате глубокого и кропотливого исследования быта эпохи им были созданы картины "Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)" (1865), "Иностранные посланники в посольском приказе", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме" (обе 1867) и др. В них сказалось знание историко-бытовых деталей, благодаря которым художнику удалось воссоздать верный типаж, а также атмосферу будничной жизни теремов-дворцов. Особое место в этой серии занимала картина "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче" (1865). Торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. За эту картину Шварц был удостоен звания академика живописи, а также назначен комиссаром Русского отдела на Всемирной выставке 1867 г. в Париже. Работе по отбору и перевозке картин художник отдал немало сил и времени, и во многом благодаря ему Европа впервые увидела произведения представителей русского реалистического искусства: Н.Н. Ге, В. Г. Перова, В. В. Пукирева, К Д. Флавицкого и др. К лучшим работам Шварца этого периода относится полотно "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче" (1868). В нем художник не только археологически точно изобразил типы, одежды и предметы старины, но и создал изумительно тонкий, поэтичный пейзаж России с необозримыми, теряющимися в легкой дымке заснеженными далями. Проблемы колорита, поиски гармонии человека и природы отразились и в живописном эскизе "Иоанн Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых" (1868). За произведения, выставленные на академической выставке 1868 г., Шварц получил звание "почетного вольного общника" Академии Художеств. Последнюю зиму своей недолгой жизни художник провел отчасти в Петербурге, отчасти на родине - в Курске, где был избран уездным предводителем дворянства. Серьезно занявшись общественной работой, Шварц, однако, не оставлял творческих замыслов. Задумав написать картину на сюжет из истории Новгорода Великого, времен его борьбы за свою вольницу, художник даже выбрал тип для Марфы-посадницы. Но замыслу не суждено было осуществиться - Шварц скончался от тяжелой болезни почек.
Источник: http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=107436