varvar.ru: Архив / Галерея / Рококо / Натье Жан Марк |
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Жан Марк Натье. Портрет императрицы Екатерины I. 1717. Государственный Эрмитаж |
Жан Марк Натье. Сражение при Лесной. 1717. ГМИИ |
Жан Марк Натье. Портрет Петра I. 1717. Государственный Эрмитаж |
Жан Марк Натье. Борцы. Академический рисунок. Париж, Ecole Nationale Superieure des Beaux Arts |
Жан Марк Натье. Сидящий заключённый, вид справа в профиль. Академический рисунок. 1757. Париж, Ecole Nationale Superieure des Beaux Arts |
(Жан-Марк Натье, 1685—1776) — французский живописец. Получив художественное образование под руководством своего отца, портретиста Марка Hатье (1642—1705), и в парижской академии художеств, усовершенствовался копированием картин Рубенса в Люксембургском дворце и издал в 1710 г. сборник гравюр с этих картин, под заглавием: "Galerie du palais du Luxembourg peinte par Rubens, dessin ee par Nattier et grave e par les plus illustres graveurs". В 1713 г., за картину "Персей превращает Финея в камень", был принят в члены упомянутой академии и впоследствии состоял в числе ее профессоров. В 1715 г. Лефорт убедил Натье отправиться вместе с ним в Амстердам, где тогда находился Петр Великий. Будучи милостиво принят русским государем, художник написал несколько портретов лиц его свиты, картину "Полтавская битва" (в СПб., в Зимнем дворце) и, в Гааге, портрет императрицы Екатерины I (в Романовской галерее Зимнего дворца); он начал, но не успел окончить портрет самого царя, который звал его в Россию, куда, однако, Натье ехать не решился из-за любви к Франции. Потеряв в 1720 г., вследствие неудачной финансовой операции, почти все свое состояние, Натье с того времени посвятил себя исключительно портретной живописи и исполнил несчетное количество портретов членов королевской фамилии, представителей, в особенности же представительниц французской аристократии и выдающихся людей тогдашней эпохи, например дочерей Людовика XV, королевы Марии Лещинской (в Версальском историческом музее), принцессы Аделаиды французской (в Луврском музее), госпожи Помпадур в виде Авроры (в Марсельском музее), танцовщицы Камарго (в Нантском музее), герцога Ришелье, маршала саксонского, госпожи Аллонвиль в виде Флоры и др. Портретные работы, равно как и сравнительно немногие исторические картины Натье, отличаются блестящим колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и вообще изяществом исполнения. Большинство его портретов гравировано лучшими из современных ему мастеров. Брат Жан-Марка Натье - Жан-Батист Натье также был художником.