Варварская галерея / Мартин Шонгауэр, Martin Schongauer (около 1430/1435 - 1491)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мартин Шонгауэр. Этюд пионов. Около 1472. Частная коллекция

Мартин Шонгауэр. Этюд пионов. Около 1472. Частная коллекция

Мартин Шонгауэр. Искушение святого Антония. 1475. Нью-Йорк. Метрополитен

Мартин Шонгауэр. Искушение святого Антония. 1475. Нью-Йорк. Метрополитен

Немецкий живописец, гравер, рисовальщик, один из наиболее значительных мастеров додюреровского перида. Первоначальное обучение прошёл в Кольмареу отца — золотых дел мастера, выходца из Аугсбурга. В юности много странствовал: побывал в Аугсбурге, учился в Лейпцигском университете, посетил Бургундию, Нидерланды и, возможно, Испанию. Испытал сильное влияние нидерландской школы, особенно Рогира ван дер Вейдена. С 1471 работал в Кольмаре, где имел большую мастерскую; последние годы жизни (1489-1491) провёл в Брейзахе. Судя по немногим сохранившимся живописным произведениям, Шонгауэр создавал и монументальные алтарные композиции ("Мадонна в беседке из роз", 1477, Колмар, церковь святого Мартина). и маленькие картины на евенгельские сюжеты - так называемые "дощечки", предназначенные для домашних молитв ("Поклонение пастухов", "Рождество", оба - около 1480, Берлин, Государственные собрания; "Святое семейство" около 1475-1480, Вена, Художественно-исторический музей; "Рождество", Мюнхен, Старая пинакотека). В последних события Священной истории получают почти жанровую интерпретацию, с оттенком задушевной интимности, с характерной для северных мастеров потребностью вИдения реальности и тонкой проработкой всех, даже второстепенных с точки зрения сюжета, деталей изображения

Преобладающую часть творческого наследия Шонгауэра - первого из выдающихся граверов национальной школы - составляют гравюры на меди, которые обладают удивительным разнообразием сюжетных мотивов и композиционных решений ("Искушение святого Антония", "Большое несение креста", серия "Страсти Христа", "Мельник с ослицей" и многие другие). Они оказали огромное влияние на всё немецкое искусство конца XV - начала XVI века и принесли художнику европейскую славу.

Литература: Baum J. Martin Schongauer. Wien, 1948; Flechsig E. Martin Schongauer/ Strassburg, 1951

Источник: Камчатова А., Котломанов А., Кроллау Н. Художники Западной Европы. Германия. Англия: Биографический словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2008.

Вверх.

На главную страницу.