varvar.ru: Архив / Галерея / Пейзаж / Козенс Джон Роберт |
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я
Джон Роберт Козенс. Озеро Неми. 1777-1778. Британский музей |
|||
Джон Роберт Козенс. Цетера, рыбацкий город на берегу залива Салерно. 1782. Частная коллекция |
|||
Джон Роберт Козенс. Озеро Неми. 1783/1788. Лондон. Галерея Тате |
Джон Роберт Козенс. Облака. Около 1785. Лондон. Галерея Тате |
||
Джон Роберт Козенс. Деревья. Около 1789. Лондон. Галерея Тате |
Джон Роберт Козенс. Гроза в горах между Бриксеном и Бользано. Лондон. Музей Виктории и Альберта |
||
Джон Роберт Козенс. Сатана созывающий свои легионы. Около 1776. Лондон. Галерея Тате |
Джон Роберт Козенс - английский акварелист, наиболее значительный представитель топографической традиции в пейзажной акварели, один из основоположников английского романтического пейзажа.
Сын акварелиста и теоретика искусства Александра Козенса. Учился у своего отца. Уже в возрасте пятнадцати лет выставлялся в Объединённом обществе художников в Лондоне. Сохранилось несколько его ранних рисунков с перьевыми пейзажными зарисовками ("На Темзе", 1768, Абериствит, Национальная библиотека Уэльса). В 1773 опубликовал небольшой альбом "Восемь видов Бата", единственный сохранившийся экземпляр которого находится в Художественной галерее Виктории в Бате. В 1776 выставил в Королевской Академии художеств картину, написанную маслом, - "Пейзаж с Ганнибалом, переходящим Альпы и показывающим своей армии подробный план Италии" (не сохранилась). Она произвела огромное впечатление на молодого Дж. М. У. Тёрнера. В том же году пробовал баллотироваться в ассоциированные члены Академии, но не был поддержан ни одним из академиков и больше никогда не пытался выдвигаться на это звание.
Поворотным моментом в творческой судьбе Козенса было его знакомство со Швейцарскими Альпами. В 1776-1778 годах он вместе с археологом и коллекционером П. Р. Найтом совершил путешествие по Швейцарии и Италии, делая натурные зарисовки, по которым впоследствии создал акварели. Большинство его пейзажей, выполненых под впечатлением от этого путешествия, почти монохромны и часто выдают сильное влияние А. Козенса. В некоторых из них, однако, заметны проблески будущего зрелого стиля ("Между Салланшем и Сервоном. Монблан с бальнего расстояния", 1776, Лондон, Британский музей). Замечательны также некоторые горные пейзажи ("Вид на Рейхенбахский водопад", конец 1770-ых, Лондон, Британский музей) и виды античных руин ("Колизей с севера", 1780, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Две акварели "Гора Этна" (конец 1770-ых, обе - Лондон, Британский музей) раскрывают романтический характер дарования художника.
Второе своё путешествие Козенс совершил в 1782 году. Вместе с другом отца, меценатом и писателем У. Бекфордом, художник посетил Германию, Швейцарию, а также города Италии - Падую, Верону, Венецию, Рим, Неаполь, Флоренцию и др. Акварели, созданные после этого путешествия, выполнены уже в иной манере. Козенс насыщает изображение цветом, сопостовляя синий, красный жёлтый с серым и светло-зелёным. Вместо спокойного неба, характерного для акварелей раннего периода, всё чаще появляются грозовые тучи. Козенс проявляет большой интерес к передаче различных пограничных состояний природы, наполненных драматизмом и романтическим пафосом ("Дом пастуха между Неаполем и Портичи", 1780-ые, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В пейзажах с изображением архитектурных памятников Древнего Рима он стремится не к передаче деталей архитектурных форм, ак созданию ощущения одиночества, заброшенности, быстротечности жизни ("Гробницы в Кампанье близ Рима", 1780-ые, Оксфорд, Музей Ашмолен). Художник много внимания уделял изображению местности, освещённой закатным или восходящим Солнцем ("Побережье между Виетри и Салермо", 1782, Бедфорд, Художественная галерея Сесил Хиггинс). В 1770-ые Козенс, помимо работы над пейзажем, создал серию круглых по форме акварелей по мотивам "Потерянного Рая" Дж. Мильтона. Эти небольшие сценки на фоне "адских" ландшафтов, построенные на тональных противопоставлениях, являются интересным примером его интерпретацией идей природы как эмоционального фона к происходящему действию ("Фигура на краю Ада", 1770-ые, Итон-Коллендж).
О последнем периоде жизни Козенса известно крайне мало. По некоторым свидетельствам, он преподавал. Среди его поздних произведений выделяются небольшие спокойные по настроению панорамы английского ландшафта: "Вид на Виндзор с юго-запада" (конец 1780-ых - начало 1790-ых, Бедфорд, Художественная галерея Сесил Хиггинс), "Вид Лэнгхэма" (конец 1780-ых - начало 1790-ых, частное собрание). После 1792 художник больше не работал. Он тяжело заболел и через пять лет скончался в лечебнице для душевнобольных.
Творчеством Козенса восхищались ведущие мастера английского пейзажа первой половины XIX века. Его боготворил Дж. Констебл, Дж. М. У. Тёрнер, Т. Гиртин и Дж. С. Котмен сформировались на непосредственном изучении и копировании его наследия. Однако долгое время имя художника было известно лишь узкому кругу английских акварелистов. Широкое признание пришло к нему только в первой половине XX века.
Литература: Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975; Binjon L. English water-colours. London, 1934; Oppe A.P. Alexander and Robert Cozens. London, 1952; Hardie M. The history of water-colour painting in Britain: In 3 vol. London, 1966-1968.
Источник: Камчатова А., Котломанов А., Кроллау Н. Художники Западной Европы. Германия. Англия: Биографический словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2008.
На главную страницу.