varvar.ru: Архив / Галерея / Классицизм / Соколов |
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Пётр Иванович Соколов. Венера и Адонис. 1782. Музей Академии художеств |
Пётр Иванович Соколов. Натурщик сидящий. Рисунок. 1785. Музей Академии художеств |
Крепостной княгини Е. Д. Голицыной, рано проявивший склонность к рисованию, не имел возможности заниматься искусством. Только после смерти своей владелицы Пётр Иванович Соколов был освобожден от крепостной зависимости и поступил в Академию художест.
Занимаясь по классу исторической живописи и испытывая влияние таких известных художников, как Д. Г. Левицкий и А. П. Лосенко, Соколов преуспел в композиции и в 1770 г. получил малую золотую медаль за картину, написанную на тему "О удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом".
В 1772 г. художник получил большую золотую медаль за программу "Кирилл, философ греческий, по изъяснении разных вер показывает князю Владимиру завесу с изображением Страшного Суда".
Удостоенный за успехи пенсионерской поездки в Италию, Соколов занимался в Риме "под смотрением г. Батони и Натуара рисованием с натуры", а также выполнял композиции, делал эскизы и копии с картин западноевропейских мастеров. Будучи историческим живописцем, он, согласуясь с требованиями классицизма, останавливался преимущественно на сюжетах из античной мифологии.
В 1774 г. Соколов начал работать над большим живописным полотном "Меркурий и Аргус". Более двух лет создавал он свою композицию, уведомляя Академию художеств о том, что "затрудняется в первый раз произвесть толь большой пропорции картину", которая требует множества этюдов и заставляет искать "щасливых положениев фигур".
Окончив эту работу, Соколов в 1776 г. принялся за следующее историческое полотно, "Дедал и Икар", которое и завершил в 1777 г. К 1782 г. относится еще одно значительное его произведение - "Венера и Адонис".
Зарекомендовав себя как профессиональный мастер, автор больших исторических полотен, "приличествующих" Академии, Соколов тем не менее не избежал некоторой схематичности и холодности своих композиций. Однако это не распространялось на рисунки художника, исполненные легко и свободно, а позднее гравированные И. X. Набгольцем и Е. И. Кокошкиным для издания "Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, с прочими в пользу общества установлениями" (СПб., 1789-1791).
В 1783 г. художник выполнил два рисунка, изображающие памятник Петру I Э. М. Фальконе, предназначая их также для воспроизведения в гравюре. С 1785 г. и до конца жизни Соколов заведовал "баталическим классом" Академии Художеств, а также "обучал воспитанников рисованию цветными карандашами и живописью акварелью".