Варварская галерея / Афонские иконы

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница. Афон, XIX век.

Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница. Афон, XIX век.

" О светотеневой моделировке, как бы окутанной дымкой и очень матовой, мы уже говорили. Черты ликов лишены острой характеристики, максимально удалены от какой-либо ассоциации с портретом. Византийская традиция напоминает о себе монументальной обобщенностью. Силуэт, расположенный чаще всего на золотом фоне, очень монументален, прост и насколько можно обрисован прямыми линиями — тут вспоминается восточный беспредметный геометризм, один из источников византийской иконы, и, собственно, византийская мозаическая монументальная живопись. Черты ликов и руки укрупнены, в них чувствуется обобщенная геометрическая основа. Можно сказать, что это архетипы рук, архетипы черт лица, являющиеся всего лишь необходимым условным знаком, а не конкретное изображение "

М. А. Жукова. "Поздняя афонская икона. Опыт личной встречи". Доклад, прочитанный на 11 Всероссийской конференции «Бог. Человек. Мир». 25 декабря 2009 г. в РХГА (г. Санкт-Петербург)

Источник: http://www.obraz-hrama.ru/node/2

Вверх.

На главную страницу.