varvar.ru: Архив / Галерея / Православная икона / Афонские иконы / Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница. Афон, XIX век. |
Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница. Афон, XIX век.
" О светотеневой моделировке, как бы окутанной дымкой и очень матовой, мы уже говорили. Черты ликов лишены острой характеристики, максимально удалены от какой-либо ассоциации с портретом. Византийская традиция напоминает о себе монументальной обобщенностью. Силуэт, расположенный чаще всего на золотом фоне, очень монументален, прост и насколько можно обрисован прямыми линиями — тут вспоминается восточный беспредметный геометризм, один из источников византийской иконы, и, собственно, византийская мозаическая монументальная живопись. Черты ликов и руки укрупнены, в них чувствуется обобщенная геометрическая основа. Можно сказать, что это архетипы рук, архетипы черт лица, являющиеся всего лишь необходимым условным знаком, а не конкретное изображение "
М. А. Жукова. "Поздняя афонская икона. Опыт личной встречи". Доклад, прочитанный на 11 Всероссийской конференции «Бог. Человек. Мир». 25 декабря 2009 г. в РХГА (г. Санкт-Петербург)
Источник: http://www.obraz-hrama.ru/node/2