Книга "Друиды Русского Севера" Евгений Лазарев - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-4444-2457-5Книга "Друиды Русского Севера" Евгений Лазарев - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-4444-2457-5
Книга "Славянские ключи к нордическому мифу" Эрнст Краузе - купить на OZON.ru книгу Die trojaburgen nordeuropas с быстрой доставкой по почте | 978-5-9533-2397-0Книга "Славянские ключи к нордическому мифу" Эрнст Краузе - купить на OZON.ru книгу Die trojaburgen nordeuropas с быстрой доставкой по почте | 978-5-9533-2397-0

Ловозеро - озеро в центральной части Кольского полуострова. Из озера берёт начало река Воронья. Исконное промысловое место ловозерских саамов. Название известно с 16 века. Варианты названия - Лойявр, Луявр.

Озеро Ловозеро на топографических картах:

Предлагаем посмотреть модные пальто на нашем сайте

Озеро Ловозеро. Шторм на Ловозере. Фото Виталия Горшкова. Август 2001. Вдали видны горы Куамдеспахк и Нинчурт.

Шторм на Ловозере. Фото Виталия Горшкова. Август 2001. Вдали видны горы Куамдеспахк и Нинчурт.

Озеро Ловозеро. Утро на Ловозере. Фото Виталия Горшкова. Август 2001.

Утро на Ловозере. Фото Виталия Горшкова. Август 2001.

Озеро Ловозеро. Предрассветная дымка на озере Ловозеро. Фото Алексея Матвеева. Август 2011.

Предрассветная дымка на озере Ловозеро. Фото Алексея Матвеева. Август 2011.

Озеро Ловозеро. ИЛЮХА. "Мотка". Панорама Мотки, долины Сейдозера и Ловозерских тундр со стороны Ловозера

ИЛЮХА. "Мотка". Панорама Мотки, долины Сейдозера и Ловозерских тундр со стороны Ловозера

Ловозеро

Ловозеро (Луявр) — третье по величине озеро Кольского полуострова (208,5 км2). Оно вытянуто с севера на юг и имеет сильно изрезанную береговую линию, большие и малые заливы, многочисленные мысы, на нем около 140 лесистых островов.

Озеро можно разделить на северную, среднюю и южную части, соединенные узкими и мелкими проливами.

Из рек, впадающих в Ловозеро, в туристском отношении наиболее интересны Kypra, Афанасия и Цага. Вытекает из Ловозера одна река — Воронья.

Вдоль берегов Ловозера могут путешествовать туристы с небольшим опытом. Заходя в устья рек и устраивая радиальные выходы от берегов озера, они познакомятся с природой этих мест, населением, обогатят свои туристские навыки.

Поблизости от озера расположено село Ловозеро, старинный погост, основанный в XVI в., ныне районный центр. Село стоит на неширокой реке Вирма, впадающей в Поповское озеро, соединенное протокой с Ловозером. Здесь находится “Тундра” — крупнейший оленеводческий и звероводческий совхоз Мурманской области.

По обширным водным пространствам Ловозера можно идти под парусом. Однако следует соблюдать осторожность, так как здесь часты сильные ветры, делающие опасным плавание по открытым местам не только под парусом, но и на веслах. В случае сильного ветра почти всегда есть возможность остановиться возле какого-либо из многочисленных островов.

Южная часть озера — самая интересная и живописная. Здесь несколько крупных лесистых островов и большой глубокий залив на западном берегу — Мотка-Губа. Залив находится в горле долины, рассекающей массив Ловозерских тундр. В 4 км от берегов Мотки-Губы лежит окруженное с трех сторон мощными крутыми скалами Сейдозеро (Сейдъявр). Оно связано с Ловозером маленькой рекой Сейдйок. Почти параллельно реке между озерами проложена тропа; с Ловозера по этой тропе нетрудно перенести байдарки на Сейдозеро, где провести хотя бы день среди молчаливых скал, хранящих столько тайн и легенд Лапландии. С юга и запада прямо из воды встают отвесные высокие скалы, только на северном берегу горный массив немного отступает от берегов; здесь тянется полоса леса, местами заболоченная.

Все озеро можно увидеть, если подняться на отроги Куйвчорра (на северном берегу). На восток от гор открывается широкая панорама равнин полуострова: леса, реки, бесчисленные озера.

Название Куйвчорр происходит от громадного “рисунка” на отвесной скале, обрывающейся к озеру восточное долины реки Эльморайок. Этот “рисунок” высотой около 150 м получился из сочетания влажных пятен на породе, образующей скалу, и темные пятен лишайника. Изображение немного напоминает фигуру человека (“куйва” — по-саамски истукан). С ним связано несколько саамских легенд и поверий.

Впадающие в Ловозеро Курга, Афанасия и Цага — основные водные дороги, но которым туристы из бассейна Ловозера пробираются в удаленные районы. Это неширокие реки с многочисленными перекатами и небольшими порогами, с лесистыми берегами. Верховья их расположены в красивых местах, где много рыбы.

Южнее Вирмы в Ловозеро впадает река Сергевань (Лухтйок). Она берет начало на перевале ЭльморайокЛовозерских тундрах) и впадает в Сергеваньский залив Ловозера. Река изобилует крупными камнями, лежащими в русле отдельно и группами, образующими многочисленные пороги, проходимые на байдарке. Близость гор, высокие берега, поросшие лесом, делают Сергевань одной из самых красивых маленьких рек Кольского.

На севере из Ловозера вытекает Воронья — одна из самых мощных рек Кольского, имеющая длину 155 км. Прорываясь к Баренцеву морю, Воронья в своей второй половине превращается из спокойной реки в бурную и порожистую. На ней несколько сложных порогов: Дьявольский, Медвежий, Заборные, Кровяные, Туманный. Река местами течет в каньонах из красноватых скал, течение перегораживают огромные плиты, на крутых поворотах вода бьет В скалы — все это делает прохождение порогов трудным и опасным На реке. есть водопад Большой Падун. Из-за большой площади водосбора во время летних и осенних дождей уровень воды в реке быстро меняется (до 8 м). На своем пути Воронья проходит через несколько озер. В верховьях на берегах реки — хвойное редколесье, в низовьях — отдельные участки деревьев и кустарника среди тундровых пространств. Из населенных пунктов на Вороньей надо отметить село Воронье в среднем течении и село Голицыне вблизи устья. В последнее время на Вороньей завершаются работы по сооружению ГЭС.

Следует назвать вариант байдарочного путешествия из озера Имандра в Ловозеро, проходящий частично по верхнему течению Вороньей (озеро Имандра — Печозеро — река Лебяжья - Рамозеро—волок в озеро Чудзьявр — река Чудзьйок — Воронья).

Река Курга впадает в залив на севере Ловозера закрытый большим островом. Залив называется озером Круглое. Оно двумя протоками соединяется с Ловозером.

Курга вытекает из Ефимозера и имеет длину около 40 км. Это река с каменистым дном, многочисленными порогами и перекатами, чередующимися со спокойными участками. Ширина Курги на разных участках от 15 10 40 м (между озерами Яловое и Яичное, где падение реки составляет 2,6 м/км) и 60—80 м (от Ялового до устья); уклон 0,8 м/км.

Часть перекатов на реке можно пройти вверх на веслах, не выходя из байдарки. Однако большинство порогов Курги завалено камнями и труднопроходимо как вверх, так и вниз по течению. Через них приходится проводить байдарку на бечеве с берега или вброд (если глубина позволяет это сделать).

Пороги и перекаты на Курге начинаются в 3—4 км от устья. Следует отметить затяжной порог перед озером Яловое (длина порога около 1,5 км). На этом участке большое падение реки (местами до 1 м на 10—20 м расстояния). При прохождении порога и вверх и вниз по течению необходима проводка судов.

На реке Курга

На реке Курга.

Вдоль Курги на невысоких берегах почти всюду лес (на расстоянии нескольких метров от воды можно идти по берегу).

Озеро Яловое, длиной около 6 км, окружено лесами, имеет несколько лесистых островов. За озером река спокойна около 1 км, а затем снова порожистый участок разделяющий озера Яловое и Яичное. Здесь трудная для прохождения вниз и для проводки против течения система из трех порогов перед озером Яичное. Требуется предварительный просмотр. Небольшое красивое озеро Яичное, лежащее в лесистых берегах, соединено с Ефямозером мелкой порожистой протокой, проходящей еще через одно неширокое (около 300 м) озерко. Крупное Ефимозеро (Сейявр) удалено от населенных пунктов. Оно вытянуто с запада на восток, берега сильно изрезаны многочисленными заливами. Характер берегов разнообразный: есть заболоченные участки, каменистые приподнятые места, кое-где песчаные пляжи. Лес на более высоком южном берегу подходит к самой воде, а на северном отступает от береговой линии.

Как на Курге, так и на Ефимозере прекрасная рыбная ловля (щука, хариус, окунь, кумжа). Подняться вверх по течению до Ефимозера из Ловозера можно за 3—5 дней.

Река Ленъявр впадает в Ефимозеро с востока. Она берет начало из озера Верхний Ленъявр (221 м над уровнем моря), протекает через озера Средний и Нижний Ленъявр. Нижний Ленъявр находится в 300 м от Ефимозера, в соединительной протоке мелкий перекат. Выше Нижнего Ленъявра ширина реки 10—20 м, глубина 0,5—1,5 м. Первые 1,5 км выше Нижнего Ленъявра река представляет собой сплошной бурный порожистый участок с падением местами до 6 м/к.м. Здесь необходима проводка байдарок при движении как вверх, так и вниз. Дальше река спокойнее, плесы чередуются с мелкими порогами длиной от 50 до 500 м, требующими в основном проводки; так как река слишком мелка и забита камнями, в некоторых местах нужен обнос. Берега Ленъявра на этом участке высокие и сухие, на правом берегу — редкостойный елово-сосновый лес. Левый берег в основном безлесный.

Выше озера Средний Ленъявр первый километр реки носит спокойный характер, дно песчаное, берега болотистые, ширина русла 5—10 м, глубина до 1 м. Еще выше река забита многочисленными подводными и надводными камнями, образующими большое число труднопроходимых порогов.

Река Ленъявр используется для подходов к волокам на реку Рова и в систему Поросозер, откуда начинаются походы по Иоканге и Восточной Лице. Волок на Рову будет в 1,5—2 км выше Среднего Ленъявра. Здесь же начинается и переход в систему Поросозер. Весь путь по реке Ленъявр от Ефимозера до волока занимает 1—2 дня (около 10 км).

Волок на Рову из бассейна Ефимозера — наиболее целесообразный вариант при переходе в бассейн Иоканги. Путь лежит по холмистой, безлесной местности, по отрогам гряды Кейв. Волок можно начинать несколько выше озера Средний Ленъявр или с Ефимозера (из залива в северо-восточном углу). В 2,5 км к юго-востоку от Среднего Ленъявра есть небольшая возвышенность, с которой можно просмотреть путь до водораздела между бассейнами Ровы и Ефимозера. Продолжая движение в том же направлении после переправы через левый приток реки Ленъявр, пологим подъемом можно выйти на плато водораздела. Отсюда уже недалеко до истоков Ровы (2—3 км), которая течет в широкой и открытой безлесной долине и в этом месте представляет собой ручеек шириной 1,5—2 м. Сплав по Рове целесообразно начинать там, где она принимает первый крупный правый приток.

Длина волока около 12 км, ориентировка сравнительно проста.

Огибая Ловозерские тундры, в южную часть Ловозера впадает река Сара (длиной около 8 км). Она вытекает из озера Верхнее Яичное и петляет в болотах. На реке четыре порожистых участка с сильным течением и многочисленными камнями. Протяженность их от 0,5 до 1 км. Озеро Верхнее Яичное соединено с Нижним Яичным протокой длиной около 1 км (в протоке—два порога).

В Нижнее Яичное впадает горная река Раййок, берущая начало из озера Райявр (в Ловозерских тундрах). В 2 км к западу от Нижнего Яичного расположено Саранчозеро, из которого вытекает ручей—правый приток реки Раийок (впадает в 1 км от устья).

Переход по цепочке рек и озер в Саранчозеро—первый этап пути из Ловозера в Умбозеро. Далее волок на Пунчозеро (4 км по прямой), откуда по небольшой реке Пунча попадают в Умбозеро. Волок на Пунчозеро затруднен из-за болотистой местности.

В южную оконечность Ловозера впадает также река Цага, по которой обычно поднимаются вверх до места волока в Пану. Это начало одного из самых популярных туристских маршрутов по Кольскому (Цага — ПанаВарзуга).

На начальном участке Цаги, считая от устья, много отдельных камней и каскадов перекатов. Берега здесь высокие, с песчаными откосами, покрыты хвойным лесом. Чем дальше от устья, тем чаще встречаются низкие заболоченные берега. После первого левого притока, впадающего за большим лесистым островом, на Цаге появляются длинные плесы, перемежающиеся короткими и бурными порожками.

Берега выше впадения притока низкие, неудобные для стоянки, хороший лес начинается лишь за 2—3 км от первого (по ходу вверх) озера. Озеро неглубокое, с мелями, сухими берегами, покрытыми хорошим еловым лесом. На южной оконечности озера база геологов (10 домов). Сюда можно попасть и по автомобильной дороге со станции Титан, однако тогда не удастся побывать на Ловозере.

Примерно в 10 км от озера Цага поворачивает на восток и огибает Панские тундры с севера. В этом месте в Цагу впадает с юга приток, по которому надо продолжать путь к бассейну Варзуги. В месте слияния Цага и ее приток примерно одинаковы, их ширина — 4-5 м, над водой нависают прибрежные кусты, могут встретиться завалы.

В притоке течение почти незаметно, мало камней. Река сильно сужается, сплошные заросли кустарника смыкаются над водой, берега болотистые. Приток раздваивается через 3 км выше впадения в Цагу, идти надо по правому ручью, ручей проходит через маленькое озеро. За озером, примерно в 2 км после поворота ручья на запад, следует начинать разведку пути волока на Пану.

Общая длина пути по Цаге до волока около 45 км (4—6 дней).

Река Афанасия

Река Афанасия.

Река Афанасия, впадающая с востока в среднюю часть Ловозера, обычно попользуется как наилучший вариант пути для перехода в верховья Поноя. (Есть еще один вариант волока — из Ефимозера и Ялового в реку Пессарьйок.) По Афанасии до места начала волока примерно 40 км. В низовье это быстрая река со многими мелкими перекатами и камнями, В среднем течении, и особенно в верховьях, она становится спокойнее, появляются длинные (до 1 км) плесы, чередующиеся с короткими перекатами. На плесах можно легко подниматься вверх на веслах, но на перекатах байдарки лучше всего проводить вброд, так как в верховье берега заросли кустарником.

Ширина реки в нижнем течении 25—30 м, в среднем 10—15 м, в верхнем 6—10 м. Глубина до 2 м. В верховье есть небольшой, но очень красивый водопад: чистые струи воды падают с высоты около 1. м, срываясь с края каменной плиты, перегораживающей реку.

Через 5 км выше водопада начинается район волока в бассейн Поноя. В этом месте Афанасия пересекает зимник на Краснощелье. Заметить зимник легче, если кто-нибудь из группы будет идти пешком по левому берегу. Из этих же мест легко перейти на Ефимозеро.

Схема волока с Афанасии на Койнийок

Схема волока с Афанасии на Койнийок.

Волок на приток Поноя проходит от места пересечения зимника с Афанасией в направлении озер, откуда вытекает Койнийок — правый приток Поноя. Протяженность волока 6 км. Лучше совершать волок не зимником, идущим через болота, а примерно в 300 м правее его по сухим холмам. Последние километры волока проходят по лесу, где можно нести даже неразобранные байдарки. Их спускают на воду во втором озере (см. схему), так как ручей, соединяющий первое и второе озера, очень узок и извилист.

Река Койнийок — вначале узкая и мелкая, извивается в высоких, заросших кустарником берегах. Местами приходится отталкиваться от стенок узкого коридора — настолько сжата река берегами. Дальше Койнийок становится шире, встречаются мелкие перекаты, кое-где по берегам следы сильных лесных пожаров.

Источник: Туристские путешествия по Кольскому полуострову

Ловозеро - озеро в центральной части Кольского полуострова. Из озера берёт начало река Воронья. Исконное промысловое место ловозерских саамов. Название известно с 16 века. Варианты названия - Лойявр, Луявр. Озеро Ловозеро на карте двухкилометровке

Озеро Ловозеро на карте двухкилометровке

Вид на озеро Ловозеро со стороны горы Нинчурт. Вдали видны острова Высокий и Низкий

Вид на Ловозеро со стороны горы Нинчурт. Вдали видны острова Высокий и Низкий. (Источник)

 

"В XIX веке в старообрядческой («бегунской») среде получил широкое распространение текст, называвшийся «Путешественник» — своеобразный путеводитель в Беловодье, страну счастья и справедливости. Впрочем, «Путешественник», как неоднократно отмечал исследователь этого памятника К. В. Чистов, представляет собой изложение легенды о путешествии в Беловодье, а не описание какого-то реального путешествия — изложение, отразившее различные этапы формирования легенды («алтайский», «японский» и т. д.). Наиболее известна прежде всего благодаря трудам семьи Рерихов центральноазиатская локализация этой легенды; не вызывает сомнения японский (дальневосточный) пласт образов: Беловодье как «обетованные острова» в восточном океане. Однако можно предположить, что существовали и иные варианты локализации. К. В. Чистову удалось собрать и опубликовать семь списков «Путешественника» (Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР. — Вып. 35. — Петрозаводск, 1962.), хотя было их гораздо больше; в XIX веке эти списки отбирались у старообрядцев и уничтожались. Следы принципиально иной локализации, по-видимому, присутствуют в одном из семи опубликованных списков — в списке А. П. Щапова.

Вот текст этого списка «Путешественника» и единственный известный его вариант:

«Путешественник» инока Михаила

Список рукописного отдела Государственного Исторического музея (музейное собрание, № 1561).

Путешествие во святыи места и где святыя отчески монастыри, патриархи и митрополиты по Христову словеси: Се Аз есмь с вами до скончания века не ложно… вещался. И Кирилл Иерусалимский свидетельствует бысть в полности до Христова пришествия живу жертву возмет причистыма своима рукама.

Ход от Москвы на Казань, на Екатеринобург, на Тумень, на камский Кабарнаул, на небесной верх, по реке Котуне на Краснодар. Тут деревня Ай и тут часовня и деревня Юстюба к реке и туту во Устюбе спросить странноприимца Петра Кириллова.

И тут пещер множество, от пещер снеговая гора 300 верст, от Адама лед стоит в своем виде и никогда не тает. За горою деревня Димонска, в той деревне часовня и обитель, а настоятель инок схимник Иосиф.

От той обители есть ход, 40 дней со отдыхом и чрез китайскою землю, и 4 дни Куканию, потом в Японское царство.

Живут в губе окияна моря, место называемое Беловодие, и Озеров много, и семдесят островов. Острова есть по 600 сот верст и между их горы.

О Христе подражатели соборной апостольской церкви, прощу примым образом, безо всякия лести.

А тамо антихрист не может быть и не будет. А тамо леса темные, горы высокия, разселены каменныя.

А народ от России особенный, а воровства никогда не бывает. Аще китайцы были бы христиане, то ни едина душа не погибла.

Веру мне имите любители Христовы, грядите и поверте Иоанну Богослову: за женою змий спусти воду и разседася вода, земля пожре воду, а жене Бог помогал, дадеся два крыла и парит в пустыню, и препитана будет время и времени и полвремени, то есть 42 месяца. Ведомо есть, обладати хотят еретицы и толкуют, но противно Христу.

Асирияне от папы римского гонимы были, из своей земли отлучились 500 лет, а приискивали места два старца.

Церкви святей христианских асирианских до 100. И патриарх антиохийских и 4 митрополит и все особы духовны существуют неизменно и нерушимо сохраняются, а российских 40 церквей и 4 митрополита, занялись от патриарха ассирийского, отлучились от своих мест от лет Никона патриарха, а проход их был от Зосима и Саватия соловецких кораблями чрез Леденое море. Таким же образом отцы писали из монастыря Зосима и Саватия соловецких чюдотворцев.

А сей памятник писан тем самым, который сам там был; имя мое многогрешный инок Михаил. Аминь.


Список А. П. Щапова ( Щапов А. П. Земство и раскол // Время. 1862. № 10. С. 277–278.).

На Екатеринбург, на Томск, на Барнаул, вверх по реке Катурне на Красный Яр, деревня Ака, тут часовня и деревня Устба. В Устбе спросить странноприимца Петра Кириллова, зайти на фатеру.

Тут еще множество фатер. Снеговые горы: оные горы на 300 верст, от Алама (sic) стоят во всем виде. За горами Дамаская деревня; в той деревне часовня; настоятель схимник инок Иоанн.

В той обители есть ход, 40 дней с роздыхом через Кижискую землю, потом 4 дня ходу в Титанию, там в осеонское (Сионское) государство.

Живут в губе океане моря; место называемое Беловодье и озеро Лове, а на нем 100 островов, а на горах живут о Христе подражатели Христовой Церкви, православные христиане.

И с тем прошу прямым образом, безо всякой лести; вас уверяем всех православных христиан, желающих последовать стопам Христовым.

А тамо не может быть антихрист и не будет. И во оном месте леса темные, горы высокие, разседлины каменны.

А там народ именно, варварств никаких нет и не будет, а ежели бы все китайцы были христиане, то б и ни одна душа не погибла.

Любители Христовы, грядите вышеозначенною стезею!

От пана гонима из своея земли, отлучилися 500 лет и приискивали им место два старца.

Церквей сирских… сущих христианских российских церквей 44, и христианские у них митрополиты занялись от сирского патриарха. И отлучился от своих мест отчисления Никона патриарха, а приход был от Зосима и Савватия, св. соловецких чудотворцев, кораблями через Ледовое море. И таким же образом отцы посылаемы приискивали от Изосимы и Савватия.

Сей же памятник писал сам, там был и писал им свое многогрешное иное. Михаил своею рукою и о Христе с братиею писал вам.


Алтайская локализация в списке Щапова, как и во всех других, безусловно, остается главной и наиболее «выписанной»; в конце списка прослеживаются и некие несторианские реминисценции. Но список в целом гораздо «мифологичнее» прочих: например, реальная деревня Ая («Ай») на Катуни (близ современного города Горно-Алтайска) становится «деревней Ака», а село Уймон — «Дамасской деревней». К. В. Чистов приводит тут образную параллель: Акка — это библейский Левант; Дамаск понятен без пояснений. «Китайскую землю» заменила «Кижиская земля»; в связи с этим К. В. Чистов упоминает реку Кижи-Хем (приток Б. Енисея), деревню Кижи в Забайкалье и самоназвание алтайцев «алтай-кижи».

Если «Кижиская земля» — это места обитания людей, называющих себя «кижи», то загадочную «Титаник» можно, вслед за Чистовым, сопоставить с Куканским хребтом в среднем течении Амура. Тогда выстраивается знакомый по другим спискам дальневосточный маршрут. Однако вряд ли реально за указанные в списке сорок дней преодолеть столь значительное расстояние, тем более «с роздыхом». К тому же в списке Щапова есть еще одна деталь, выводящая повествование за рамки реального географического пространства: описывая «Дамасскую деревню», автор говорит, что «в той обители есть ход», и это вряд ли можно понять иначе, чем указание на ход подземный.

Значит, и сорокадневное странствие по этому ходу можно истолковать как мистическое или мистериальное (сравните с сорока днями посмертия, символически подобного посвящению в мистерии). И следовательно, конечной целью пути вполне закономерно оказывается «осеонское» («Сионское») государство — то есть просто «священное», в соответствии с распространенной лексикой русских духовных стихов.

Впрочем, сакральная география этой святой земли в списке Щапова достаточно конкретна: залив океана и озеро Лове, на котором сто острогов. Если имеется в виду центрально-азиатское озеро Лобнор, где в середине XIX века действительно жили старообрядцы, то при чем тут океанский залив? И как попасть в Центральную Азию «кораблями чрез Ледовое море» из Соловецкого монастыря? Это уже не мистериальная, а вполне конкретная деталь.

Однако по «Ледовому морю» от Соловецких островов совсем не трудно добраться до Лапландии, до Кольского полуострова, где всего в сотне верст от берега Белого моря (входившего в сферу хозяйства Соловецкого монастыря) находится Ловозеро (букв. — «озеро Лове»), изобилующее островами. Некоторые из них издревле считались священными, хотя и не у русских, а у саамов, до недавнего времени сохранявших, наряду с православием, элементы своей исконной религии.

Если упомянутый в «Путешественнике» океанский залив — это Белое море (действительно залив Ледовитого океана), то островное Беловодье можно было бы убедительно отождествить с Соловецким архипелагом и некоторыми другими беломорскими островами, где на самом деле жили христианские подвижники, а также находились древние святыни саамов и еще более ранних насельников Беломорья. Такому отождествлению тем не менее мешает то обстоятельство, что именно с Соловков, «через Ледовое море», уплывали в Беловодье гонимые Никоном «подражатели Христовой Церкви».

Конечно, они могли находить прибежище в Кольской Лапландии, хорошо им знакомой. Получается, что в районе Ловозера во времена Никона возникли какие-то тайные скиты «ревнителей древнего благочестия» (или просто убежище отшельников), известные лишь «бегунам», и информация об этих обителях наложилась на легенды о стране счастья. Ничего невероятного в таком случае нет, тем более что местом обитания святых подвижников в списке Щапова названы горы (упомянутые в одной фразе с «озером Лове»), а горы, причем довольно высокие для Лапландии, находятся как раз рядом с Ловозером.

Исторические сведения о скитах в Ловозерских тундрах («тундра», «тунтури» в Лапландии означает плосковершинную гору) отсутствуют. Правда, до конца XIX века ученые практически не посещали эти места. Нет сведений и о том, что геологические или иные экспедиции последнего столетия находили в этих горах какие-либо археологические объекты (исключая очень плохо сохранившиеся отчеты экспедиции Барченко). В этом отношении Ловозеры изучены недостаточно; кроме того, подвижники благочестия умели обходиться малым. Так, в одной из собранных К. В. Чистовым легенд о Беловодье (алтайские материалы 1830?х годов) сказано, что беловодские епископы «по святости своей жизни и в морозы ходят босиком». Такого рода жизнедеятельность вряд ли оставит много следов… Сакральные объекты в районе Ловозерских тундр — это святыни саамов. Почитается Сейдозеро, окруженное этими горами, и один из его островов, а на самих горах есть сложенные из камней сейды. Надо сказать, что некоторые из этих культовых объектов вполне могли быть восприняты попавшими сюда старообрядцами-«бегунами» как древние христианские памятники (Единственное косвенное свидетельство об отшельниках на острове Могильный на Сейдозере связано с финской экспедицией 1887 г. См.: Лехмус К. Хрустальные призраки Божьей горы // Наука и религия. — 2001. № 1. — С. 43.) .

Сейд на горе Куамдеспахк. Рисунок автора.

Прежде всего, это так называемый «Куйва» («старик», «дух места» и т. п.) — черная, стометровой высоты крестообразная фигура на скале над Сейдозером, видимая за несколько километров. «Начертанная» водами, просачивающимися сквозь трещины в скале (и окрашивающими ее), эта фигура выглядит как распятие, осеняющее чашу Сейдозера. А на расположенной неподалеку на горе Куамдеспахк, чьи отвесные скалы выходят к озеру Лове, есть чрезвычайно интересный сейд (обнаружен в 1997 г. исследователем из Мурманска Л. В. Ершовым, обследован автором этой книги в 1998 г.). На верхней площадке трехступенчатой многотонной плиты (с габаритами в несколько метров) — башенка (так называемый «антропоморфный» сейд), некогда развалившаяся и кое-как восстановленная: первоначальные ее контуры представить крайне трудно. На второй ступени плиты узкими длинными камнями выложен крест, очень старый, глубоко вросший в мох (в горной тундре Заполярья мох растет чрезвычайно медленно). Сначала крест был, видимо, почти равноконечный, по своим пропорциям действительно похожий на «асирианские», несторианские кресты; впоследствии его «ствол» удлинили и добавили косую перекладину, характерную для русской православной традиции.

Источник: Евгений Сергеевич Лазарев. Друиды Русского Севера. Гиперборея Палеоиндейская

Вверх.

На главную страницу.