Куйвчорр - возвышенность в восточной части Ловозерских тундр, к северу от озера Сейдозеро. Абсолютная высота 786 метров. По саамскому сказанию, связанному с данным местом, "куйв" - это человек, превратившийся в камень, ставший сейдом. (Есть ли здесь связь с финским словом куйва (сухой)?). Иногда Куйвчорром называют "скалу Куйвы" на южной стороне горы Эльморайок. В первом случае Куйва это - сейд, камень на горе Куйвчорр, во втором - многометровая тёмная фигура человека с раскинутыми руками на фоне светлого камня скалы.

Гора Куйвчорр на топографических картах:

Возвышенность Куйвчорр. Вид на Сейдозеро с южного берега. На северном берегу видны южные склоны гор Эльморайок и Куйвчорр. Фото Виталия Горшкова. Август 2001.

Вид на Сейдозеро с южного берега. На северном берегу видны южные склоны гор Эльморайок и Куйвчорр. Фото Виталия Горшкова. Август 2001.

Возвышенность Куйвчорр. Владимир Подлесных. "Куйва. Озеро. Камни." Берег Сейдозера, склоны гор Эльморайок и Куйвчорр

Владимир Подлесных. "Куйва. Озеро. Камни." Берег Сейдозера, склоны гор Эльморайок и Куйвчорр

" Разумеется, далеко не всегда в таких случаях ураганы поднимались духами по условному знаку лапландских нойд. Над Сейдозером, на обрыве горы Куйвчорр (горы Куйвы), выделяется составленная из черных лишайников огромная фигура стоящего человека. Это след ушедшего в сколу мрачного повелителя ветров и снежных бурь Куйвы, или по-фински Хийси. Время от времени «Старец гор – со своею силой, Водяной, ужасный Хийси» (Калевала, Руна XII) сходит с Куйвчорра и обрушивает лавины и ураганы, неся вечный покой тем, кого непогода застала в пути. И в последние минуты этой жизни засыпающий в снегу путник начинает все отчетливее слышать в ритмических завываниях метели «множество лапландских песен, мудрые творенья Хийси» (Калевала, Руна XII).

Ураганы всегда страшат людей своим неожиданным появлением, вторгающимся в их размеренную жизнь, и поэтому саамы порой отождествляют Куйву с Чудьжерве – предводителем иноплеменных захватчиков – чуди (в ХII веке ими были в основном норвежцы, в ХIII – ХIV веках – шведы, а в ХVI веке – датчане). В местах схваток с чудью пролитая саамская кровь застывала каплями красного минерала, называемого саамской кровью или эвдиалитом. В конце концов лапландцы одолели чудь и загнили их предводителя Чудьжерве или Куйву на скалу над Сейдъявром."

В.Рыков – «Шаманы Лапландии» // Журнал «Наука и религия», №8, 1991.Стр. 59-60

Николай Михайлович Кочергин. Лемминкяйнен с лосем Хийси

Николай Михайлович Кочергин. Лемминкяйнен с лосем Хийси

"Хийси (карельск. и финск.), хийс (эстонск.), в прибалтийско-финской мифологии лесной дух, великан, чёрт. Первоначально Хийси - название священной рощи, в которой производились захоронения; там запрещалось ломать ветки, рубить деревья; ср. финск. Hiitola, эстонск. Hiidela — царство мёртвых, наряду с Манала. М. Агрикола (XVI в.) упоминает Хийси как духа леса, приносящего удачу в охоте. В поздних финских мифологических сюжетах Хийси — привидение, дух умершего, появление которого предвещает смерть, или великан. Иногда Хийси считается покровителем или губителем скота. Его атрибуты — жеребёнок, лось: в рунах об охоте на гигантского лося Хийси-охотник не может догнать его даже на волшебных лыжах или упускает зверя, размечтавшись о шкуре. Наблюдается тенденция к употреблению имени Хийси как обозначения злого духа вообще. В эстонской мифологии производные от этого имени выступают в значении «леший, лесной великан»; ср. hiidlane, hiius, hiid, Hiis(i), этимологически тождественные саамск. seida (сейда), камень — вместилище духа. Ср. особо почитаемые камни Хийси; груды камней называют садами Хийси: по преданиям, они возникли из-за того, что великаны-Хийси забрасывали друг друга камнями (ср. Ванапаганы)."

А.Ю. Айхенвальд. Энциклопедия "Мифы народов мира", том II, М., 1992, стр. 592

"Укрытое в горах живописное озеро так тесно связано с культурой, историей и верованиями саамов, что здесь впору создавать лопарский заповедник, о чем, кстати, и поговаривают жители поселка Ловозеро рядом с одноименным горным массивом. Самая известная легенда Сейдозера - это сказание о гибели Чудэ-Чуэрвя. Её мы слышали еще во время первого посещения Ловозёр от местного охотника и рыбака Ивана Шитова, приютившего нас в своей рыбацкой избушке на берегу Ловозера. Во время дневного перехода мы попали под затяжной дождь, погода нас тогда не баловала. Светлой полярной ночью мы долго грелись и сушились у раскаленной печки, а Ваня, увидев в нас свежих собеседников, без счета рассказывал свои охотничьи байки и разные истории. Среди них особенно меня заинтересовала легенда о нападении чужеземцев на ловозерских лопарей. Желая наглядно проиллюстрировать эту историю, Иван водил ногтем по нашей топографической карте и, называя чужеземцев норвегами, показывал места, где происходили события.

В последствии, изучая литературу о дохристианских верованиях коренного населения Кольского полуострова, я нашел её более полное изложение.

Впервые, по всей видимости, эта легенда была записана известным русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова /предположительно жители Ловозёрского погоста/. Я процитирую её здесь полностью.

"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен, - прим. авт.) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере. Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро. Там где Чивруай ("чивр" - щебень, "уай" - ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. Оттого и гора, которая стоит на том месте, называется Павратчорр. Чудэ-чуэрив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская обувь), которая видна на нём и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел в тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор стоит он на том же самом месте, поэтому и тундра называется Куйвчорр."

Конец сказания Филипп Сорванов передал немного иначе. По его словам, когда лопари ранили чудского начальника, он не сдался, а бежал в тундру, где и окаменел. В том же месте, где он бежал, ещё до сих пор виден кровавый след.

Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит". Про Павра (повара - прим. авт.) лопари заявляют только, что он стоит себе, вреда не делает, но и сам не любит, чтобы его тревожили. На Сейдозере же находится еще и тундра называемая Непеслогчорр. По лопарскому преданию в этом месте некогда окаменели три колдуньи, мать с двумя дочерями". / Лопарские сейды. В. Визе. Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912 г. № 9 - 10/.

Из легенды становится понятно, что "Старуха" - это сейд, стоящий на одном из островов Ловозера, по всей видимости, на острове Колдун в южной части озера. "Куйва" - темный силуэт на отвесной скале. Кровавый след чудского начальника - известный поделочный минерал эвдиалит, красного цвета. Многие названия гор и речек и сейчас можно найти на топографической карте. В общем, оказывается, что легенда о гибели Чудэ-Чуэрвя хорошо привязана к местности."

Виталий Горшков. Старые тайны Сейдозера.

Вверх.

На главную страницу.