Варварские тексты: Косарев М. Ф., Кифишин А.Г. Глиняные таблички Горбуновского торфяника

Реклама:

Восточное Зауралье и Западно-Сибирская равнина издревле были открыты для далеких южных связей. В каменном и бронзовом веках здесь фиксируется не менее четырех мощнейших волн далеких южных воздействий.
Первая волна датируется эпохой мезолита (примерно XII-VIII тыс. до н. э.). Большинство сибирских археологов разделяет точку зрения В. Н. Чернецова, согласно которой носители урало-западносибирских мезолитических культур были в значительной массе выходцами из Приаралья и Прикаспия, расселившимися после своего прихода на Урал к западу и к востоку от Уральского хребта (Чернецов 1968; Матюшин 1985).
Вторая волна относится к неолиту (около VII-V тыс. до н. э.) и отмечена распространением в восточноуральской и западносибирской тайге, вплоть до ее самых северных границ, кошкинской, боборыкинской и родственных им культур, генетические истоки которых обнаруживаются в арало-прикаспийском регионе в кругу неолитических культур кельтеминарского типа (Чернецов 1953: 30-31; Ковалева, Варанкин 1976; Зах 1987 и др.).
Третья волна приходится на вторую треть II тыс. до н. э. (период развитой бронзы); она выразилась в широком распространении в предтаежной и южнотаежной полосе Западной Сибири культур самусьско-логиновского типа. Самая яркая из них - самусьская культура в низовьях Томи. Многие декоративные сюжеты на самусьской культовой посуде находят поразительные соответствия в глиптике древней Месопотамии, на что не раз обращали внимание ученые (Пелих 1972; Глушков 1986).
Четвертая волна приурочена в основном к последним векам II тыс. до н. э. (период поздней бронзы). Она документируется широким распространением далеко на север Западной Сибири многих элементов степных и лесостепных культур андроновского типа, что привело к сложению в южной половине западносибирской тайги огромнейшего массива т.н. "андроноидных" культур - сузгунской, еловской и других (см. Косарев, 1981, 1993). Примечательно, что "андроноидный орнаментальный комплекс", придя на север Урала и Западной Сибири, прочно вошел в изобразительную манеру западносибирских народов и, сохранив все свои специфические черты, дожил до этнографической современности - особенно полно в декоративном искусстве обских угров - хантэ и манси (Чернецов 1948; Иванов 1963: Рис. 100). Небезынтересно в этой связи наличие у последних ряда сюжетов индоиранской мифологической традиции, а также элементов ведийской и зороастрийской культовой и ритуальной практики (см. напр., Балакин, Яшин 1985: 25-27).
Урало-сибирские археологи (В. Ф. Старков, Е А. Васильев и др.) обратили внимание на сходство поселенческих "холмов" Среднего Зауралья, образованных иногими культурными напластованиями - от раннего неолита до железного века (Махтыльский холм, Кокшаровский холм и др.), со среднеазиатскими и переднеазиатскими теллями. Архитектурная и семантическая сопоставимость зауральских поселений с реконструируемыми по ведической литературе индоиранскими отмечена и для ранних этапов бронзового века (см., напр.: Зданович 1995; Ковалева 1996).
В отдельные периоды контакты между урало-западносибирским севером и югом носили как бы "встречный", взаимопроникающий характер. Такого рода взаимодействия были наиболее интенсивными в переходные историко-археологические стадии (на эпохальных рубежах между мезолитом и неолитом, между неолитом и бронзовым веком, между эпохой бронзы и началом железного века), совпадавшие по времени с существеннными климатическими изменениями: переход от бореала к атлантику, от атлантика к суббореалу, от суббореала к субатлантику.
Сейчас начинает накапливаться материал, позволяющий предположить, что в неолите, энеолите и на ранних этапах бронзового века Зауралье и Нижнее Притоболье были не столько "культуроотдающими", сколько "культуро-принимающими" районами. В названные историко-археологические периоды здесь сложились и длительное время существовали необыкновенно богатые и колоритные культуры, носителями которых были многолюдные, социально высокоорганизрванные этносы с очень высокой плотностью населения:
кокшаровская, боборыкинская (неолит), липчинская, суртандинская, аятская (энеолит), ташковская, аркаимская, коптяновская (первая половина бронзового века) и другие культуры.
Вообще создается впечатление, что на рубеже эры камня и эры металла, когда велись особенно активные поиски новых средств и форм существования, здесь, в пограничье предтаежного и таежного поясов, в сопряжении горных и равнинных рельефов, на стыке нескольких разных этнолингвистических массивов, в течение нескольких тысячелетий апробировался и накапливался положительный опыт выживания, продуцируемый носителями разных культурных, социальных, хозяйственных и мировоззренческих позиций.
Синтез разных манер адаптации обусловил здесь в то время многие "необыденные" варианты этнических, социально-экономических и историко-культурных трансформаций. Одним из проявлений этой "необыденности" является находка на Горбуновском торфянике близ г. Нижнего Тагила (около 58-й параллели) двух странных глиняных табличек.
Горбуновский торфяник (VI разрез) исследовался московским археологом Д. Н. Эдингом в течение четырнадцати полевых сезонов (с 1926 по 1939 гг.). К сожалению, Д. Н. Эдинг не уделял должного внимания керамическому материалу. Его в первую очередь интересовала высокохудожественная деревянная скульптура этого памятника, которой он почти всецело посвятил все свои публикации, касающиеся горбуновских древностей (Эдинг 1929, 1927, 1940а, б). Только в одной из перечисленных работ (Эдинг 1929) часть текста была отведена общему описанию горбуновской керамики (исключительно посуды), вне ее эпохальных и стратиграфических соотношений. При этом подводился итог лишь первым трем (из четырнадцати) годам раскопок:
1926-1928. Указывалось, что обломки глиняных сосудов залегали преимущественно в пограничье гиттии (озерного ила) и основания торфа и сосредоточивались главным образом возле широких жердяных свайных настилов, которые в те далекие времена выходили к еще незаторфованному озеру и являлись жертвенными площадками, соединявшимися меж собою идущими вдоль берега озера жердяными мосточками. В целом памятник был совершенно справедливо трактован как грандиозное древнее святилище.
Создается впечатление, что уделяя акцентированное внимание резной деревянной скульптуре, Д. Н. Эдинг или не заметил упомянутых табличек, или

Илл. 1, а-б. Табличка Горбуновского торфяника, разрез VI. Глина. III тыс. дон. э. Нижне-Тагильский музей. Инв. ТМ 2230/200. Лицевая и оборотная стороны.

Илл. 2, а-б. Табличка Горбуновского торфяника, разрез VI. Глина. 111 тыс. дон. э. Нижне-Тагильский музей. Инв. ТМ 2230/201. Лицевая и оборотная стороны.

не понял их "необычности", тем более что изначально являлся убежденным сторонником абсолютной автохтонности развития восточноуральских культур в доскифское время (Эдинг 19406: 5-6).
Публикуемые нами таблички (илл. 1, 2) хранятся, как и весь материал из раскопок Д. Н. Эдинга, в Нижне-Тагильском государственном музее-заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала под шифрами ТМ-2230/200-201, вместе (в одной коробке) с несколькими обломками посуды энеолитического облика и удлиненным глиняным грузилом с рожковидным раздвоением на концах (липчинский тип, энеолит), зашифрованными в той же кодовой манере и считающимися вкупе единым поступлением. Все это, учитывая ряд других показателей, позволяет предположительно датировать публикуемые таблички в эпохальных рамках урало-западносибирского энеолита III тыс. до н. э.
Возможно, новое, более тщательное изучение горбуновской коллекции позволит выявить новые глиняные таблички или их фрагменты.
Таблички из Горбуновского торфяника имеют на обеих сторонах каждая странные знаки, которые, несомненно, являются письменными. Это чрезвычайно важное их свойство заставило обратить на них пристальное внимание.
В 1994-1996 гг. одним из авторов статьи, А. Г. Кифишиным, был предпринят опыт дешифровки письмен Каменной Могилы - грандиозного древнего святилища-архива, функционировавшего, по крайней мере, с XII по III тыс. до н. э. Памятник был известен давно, но не обращал на себя внимания специалистов по древним языкам. К настоящему времени прочитана пример?но третья часть архива - тексты на огромных плитах из 60 гротов и пещер;
имеются еще около 160 каменных (песчаниковых) табличек-плиток, хранившихся на Каменной Могиле тремя или четырьмя компактными комплексами. Таблички, судя по всему, более древние, чем надписи на плитах-панно, пока не прочитаны. Любопытно, что ближайший аналог каменномогильскому письму был найден в надписях на покрове одной из рельефных фигур богинь в знаменитом Чатал-Гююке - святилище 23 слоя VII (Mellaart 1964, 1967). Этот памятник датирован Дж. Меллаартом ок. 6200 г. до н. э., но надписи, дешифрованные на покрывале богини, представляются сейчас более поздним вариантом каменномогильских: они имеют более системную и унифицированную форму написания и по характеру более схематичны и кратки. Тем не менее, кажется важным само существование связи между такими двумя известными памятниками культуры, как анатолийский Чатал-Гююк и приазовская Каменная Могила. Исследованная часть текстов из обоих источников подготовлена к изданию (Кифишин, в печати).
В этом плане крайне любопытно, что обе горбуновские таблички принадлежат к тому же ареалу письменности, который Каменной Могилой не ограничивается, хотя она, несомненно, является совершенно уникальным, гигантским хранилищем ритуальных текстов - единственным пока известным в мире. Памятники аналогичного письма открыты в широкой географической зоне, от Средней и Центральной Азии до Пиренеев. Но они носят в большой мере частный, лапидарный характер, представляя собой как бы крошечные осколки тех текстов, которые на Каменной Могиле представлены развернуто и полно. Это письмо читается в протошумерском ключе и представляет очень древний, чрезвычайно архаичный вариант протописьменности.
Первая табличка (ТМ-2230/200) из Горбуновского торфяника представляет собой плоско-выпуклую форму: светлосерая глина с примесью песка или шамота, очень плотная, не очень хорошего обжига. Ее плоскость до обжига видимо примята с помощью деревянной доски.
16 сентября 1996 г. обозначенные на табличке знаки удалось прочитать. На лицевой стороне ее (илл. За) значилось, в шумерской транскрипции:
ud utu balag LAM.KUR.ru tuku
На оборотной стороне (илл. 36):
dumu-zi nin-a-zu ki-<in>-dar a-a-gi
Перевод: 1) лицевая сторона:
"Когда У ту лирой (в) Аратте завладел",
2) оборотная:
"Думузи (к) Ниназу (в) пропасть семена направил".
На оборотной стороне под именем Думузи заметна стертая предыдущая строка:
еn-lil2-РА- < ga-tu > 'Энлильпаиль'.
Почему Думузи "направлял" семена (а-а) в пропасть (ki-in-dar), в то время как Энлильпаиль (Энлиль Крыло поднявший, или Затемненный, или Преступный) выводил их оттуда, неизвестно. В шумерских текстах об этом ничего не говорится. И почему надпись оказалась частично стертой, тоже судить трудно.
Вторая табличка (ТМ-2230/201) (илл. 4а, б) из Горбуновского торфяника имеет аналогичную плоско-выпуклую форму и выполнена из того же материала. На выпуклой ее стороне (обороте-реверсе) начертано (илл. 4а):
en x an-bir2- bir2-з ezen-uru-zalag
на плоской, лицевой (илл. 46):
mes-lam-ta-ud.du musen-ra / nin-dar-a utu A x kud.
Первый текст можно перевести так:
"Владыка Ану Сверкающий праздник в городе заставил сиять".
Второй:
?Месламтаэа птицу ударил, / Ниндара (и) Уту Суд Воды (устроили)?.

Этот текст близок по форме и смыслу прочитанному ранее в Гроте Быка Каменной Могилы; он фигурирует под номером 9/6 и в надписи 3, дешифрованной на покрывале богини из святилища VII.23 Чатал-Гююка (Кифишин, в печати). Упоминание целого ряда имен шумерских богов характерно для практически всех памятников протошумерского письма, известных к настоящему времени: Бог солнца Уту, "страдающий" бог Думузи-Таммуз, бог неба Ан(у), богиня подводного мира Ниндара, один из лунных богов Месламтаэа. Энлильпаиль ("преступный" бог) в такой форме в шумерских текстах неизвестен, но фигурирует в надписях Каменной Могилы и Чатал-Гююка. Суд Воды - распространеннейший в каменномогильских текстах ритуал, смысл которого однако пока неизвестен. Возможно, он был связан с архаичнейшим обрядом потопления - отправления отживших "царей" в первобытную стихию моря. Лира как ритуальный объект тоже широко известна в этих прототекстах. Она является атрибутом мужских богов, в особенности тотема-Медведя (AZ), наследниками которого стали вполне "цивилизованные" шумерские боги. Что касается ритуала "ударения", "избиения" или подобных негативных акций по отношению к "птице", то он тоже известен на Каменной Могиле и, что любопытно, упоминается еще на одной табличке, пиктографический текст которой был любезно передан мне для изучения археологом Л. Л. Галкиным. Найдена была эта табличка в северо-восточном Прикаспии, в районе Мангышлака. Датируется примерно VI-IV тыс. до н. э. (см. о ней: Кифишин, в печати).
Горбуновские таблички еще требуют большой исследовательской работы. Но уже предварительно их, очевидно, можно рассматривать как жертвенный дар богам, почитавшимся в этом необычном святилище; возможно, указанные боги - Думузи, Ану и Ниназу, а также Месламтаэа, рассматривались как жертвы, "погибавшие" на дне священного озера.

ЛИТЕРАТУРА

Балакин, Яшин 1985 - Балакин Ю. В., Яшин В, Б. Представление об огне у иранцев и манси // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Тезисы докладов. Под ред. Э. Л. Львовой. - Томск, 1985. - С. 25-27.
Глушков 1986 - Глушков И. Г. Керамика самусьско-сейминской эпохи лесостепного Прииртышья. Автореф. канд. дисс. - Новосибирск, 1986.
Зах 1987 - Зах В. А. К вопросу о боборыкинской культуре // Роль Тобольска в освоении Сибири. Тезисы областной научной конференции, посвященной 400-летию Тобольска. Под ред. Р. С. Васильевского. - Тобольск, 1987. - С. 11-13.
Зданович 1995 - Зданович Г. Б. Аркаим. Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация // Аркаим. Исследования, поиски, открытия. Под ред. Г. Б. Здановича. - Челябинск, 1995. - С. 21-42.
Иванов 1963 - Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. - М.-Л., 1963.
Кифишин, в печати - Кифишин А. Г. Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива ХП-Ш тыс. до н. э. Т. 1. - М., в печати.
Ковалева 1996 - Ковалева В. Т. Космогонические представления населения ташковской культуры // Археоастрономия: проблемы становления. Тезисы докладов международной конференции. Под ред. Т. М. Потемкиной. - М., 1996. - С. 76-80.
Ковалева, Варанкин 1976 - Ковалева В. Т., Варанкин Н. В. К вопросу о происхождении боборыкинской культуры // Вопросы археологии Приобья. Под ред. И. Н. Сосновкина. - Тюмень, 1976. - С. 21-29.
Косарев 1981 - Косарев М. Ф. Бронзовый век Западной Сибири. - М., 1981.
Косарев 1993 - Из древней истории Западной Сибири: общая историко-культурная концепция. - М., 1993.
Матюшин 1985 - Матюшин Г. Н. Каменный век Южного Урала. Предуралье. Проблемы становления производящего хозяйства. Автореф. докт. дисс. - М., 1985.
Пелих 1972 - Пелих Г. И. Происхождение селькупов. - Томск, 1972.
Чернецов 1948 - Чернецов В. Н. Орнаменты ленточного типа у обских угров //
СЭ, 1948. - ? 1. - С. 139-152. Чернецов 1953 - Чернецов В. Н. Древняя история Нижнего Приобья // МИА,
1953. - ?35. - С. 7-71.
Чернецов 1968 - Чернецов В. Н. К вопросу о сложении уральского неолита // История, археология и этнография Средней Азии. Под ред. С. П. Толстова. - М., 1968. - С. 41-53.
Эдинг 1929 - Эдинг Д. Н. Горбуновский торфяник. Предварительный отчет археологических работ за 1926-1928 гг. // Материалы по изучению Тагильского округа, 1929. - Вып. 3. - Полутом 1. - С. 3-27.
Эдинг 1937 - Эдинг Д. Н. Идолы Горбуновского торфяника // СА, 1937. - Т. IV. - С. 133-145.
Эдинг 1940а - Эдинг Д. Н. Резная скульптура Урала // Труды ГИМ, 1940. - Вып. X. - С. 3-102.
Эдинг 19406 - Эдинг Д. Н. Новые находки на Горбуновском торфянике // МИА, 1940. - ? 1. - С. 41-47.
Mellaart 1964- Mellaart J. Excavations at Catal-Huyiik. Preliminary Reports// Anatolian Studies, 1964. - Vol. 12.
Mellaart 1967 - Mellaart J. Catal-Huyiik. A Neolithic Town in Anatolia. - London, 1967.

ПРИМЕЧАНИЯ

В конце 1970-х - начале 1980-х годов раскопки на Горбуновском торфянике (VI) разрез продолжил московский археолог В. Ф. Старков. К сожалению, В. Ф. Старков не планирует публикацию своих материалов, поскольку целиком переключился на разработку новой многолетней плановой темы, связанной с освоением Арктики.

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.