Варварские тексты: Иванников А. Кровь святого Бурха


Развивая изначальную тему, про архетипику паука, мы постепенно пришли к теме метафизического конфликта, - конфликта между двумя мифическими женскими сущностями, носящими имена Арахна и Афина. Согласно структуре имен героинь в пространстве вербального космоса, мы определили Арахну, как сущность приближенную к вертикальной оси мироздания и Абсолютному Центру, а Афину - как сущность маргинальную - как сущность Запада. Далее, мы неожиданно обнаружили тождество между качественным полюсом бытия, абсолютной пустотой (Шунья /санскрит/, Кунджи /тибетский яз./, Хангай /монгольский яз./, Кангый /тюркские языки/), и символическим значением крови.

В качестве иллюстрации этой символической аналогии, между качественным Абсолютным Центром и кровью, приведем некоторые подробности относительно священной истории одного культового места - мазара Хазрати-Бурх в Таджикистане.

Наиболее масштабной работой, посвященной мазару Хазрати-Бурх, является книга В. Джа Гузмана “Тропой Священного Козерога, или В поисках Абсолютного Центра”. Без преувеличения можно сказать, что центральным идеологическим пунктом всей этой книги, является паломничество автора к мазару Хазрати-Бурх. Приведем цитату:

“Как рассказывает легенда, Хазрати-Бурх (Хазрат Бурх Сармаставали) был современником Моисея и происходил из страны Джазира Сарандева, с которой отождествляют Индонезию. Впрочем, возможно, это Индия или Цейлон. После многочисленных путешествий по миру Бурх обосновался в долине Оби-Хингоу и научил местное население ковроткачеству. Вероятно, здесь мы имеем дело с наследием специальных суфийских тарикатов, ориентированных на это древнее ремесло. Вместе с тем “бурх” означает “горный козел” - культ этого священного животного был широко распространен в горных регионах Средней и Центральной Азии до их исламизации. До сих пор почти на всех священных мазарах можно видеть украшения из рогов горного козла. Вдоль русла Оби-Мазора, в особенности в непосредственной близости от самого мазара, встречается особая красная порода в виде налета на камнях, которую хранители местной традиции называют “кровь бурха”. В сущности, этот символ очень близок алхимической киновари, а сам образ горного козла - бурха, видимо, каким-то образом отоджествился с хазратом Бурхом как местным святым.” [стр. 181 в книге Гузман В. Дж. Тропой Священного Козерога, или В поисках абсолютного центра. - СПб: Ред Фиш. ТИД Амфора, 2005. - 366 с.]

В этом отрывке для нас главное - “кровь Бурха”. Редкая органическая (или неогрганическая) природная субстанция, являющаяся отличительной особенностью ландшафта в окрестностях мазара Хазрати-Бурх. О том, что это не просто физическая особенность ландшафта, а что именно “кровь Бурха” имеет некий особый священный статус, что именно “кровь Бурха” представляет собой хотя и малопонятный ныне, но все же неотъемлемый компонент священной истории этого культового места, свидетельствует другой источник информации о Хазрати-Бурхе. Это легенда таджиков Вахио, которая повествует одну из версий истории Святого Бурха. Там говорится, что в Боршиде Бурха обнаружил Бобо Ходжи. Бурх попросил Бобо Ходжи собрать людей чтобы построить ему – Бурху – гробницу. И далее:

“Бобо Ходжи сделал то, что велел ему Бурх. Он собрал весь народ от Санги Хлоза до границ Бохуда и Боршида. Народ принялся строить гробницу для Бурха. Бурх велел им построить гробницу в один день. В один день гробницу построили, но плотники не успели доделать двери. С наступлением ночи люди увидели, что головы у плотников повернулись лицом назад. Мастеров бросили в гробницу, они там покаялись, и с рассветом головы их стали на место.
В это время с крутого склона спрыгнул горный козел и остановился на каменной плите. Бурх сказал:
- Бобо Ходжи, убей этого козла и отдай людям.
Бобо Ходжи спросил:
- Как я могу? Это ведь горный козел, он сразу убежит.
Бурх приказал:
- Иди и повинуйся!
Бобо Ходжи подошел к горному козлу, зарезал его, освежевал и отдал работникам.
Все знают, что на том месте, где пролилась кровь горного козла, бьет источник красного цвета.” [стр. 105-107 и 228 в кн. Сказки и легенды горных таджиков. - М.: Наука. 1990. - 238 с.]

В приведенной легенде мы находим новый образ “крови Бурха”:
“Все знают, что на том месте, где пролилась кровь горного козла, бьет источник красного цвета.” Но если в случае, описанном Гузманом, речь идет, вроде бы, о крови Хазрати Бурха, то в последнем случае речь идет, вроде бы, о крови горного козла. Вместе с тем, горный козел тоже именуется «бурх». Таким образом, мы видим очертания некоего древнего доисламского культа, который связан с магическим священным животным горцев – горным козлом; этот древний культ связан как-то с кровью, да плюс к этому, этот древний культ сосредоточен ныне в образе исламского святого Хазрати-Бурха. Мы видим, что образ крови в этом древнем культе как-то связан и с образом священного животного и с образом самого святого. Что это за кровь? Но и это еще не все...

Главной водной артерией региона Вахио является река Оби-Хингоу. Воды этой реки берут исток в гигантском горном цирке, образованном соединением высочайших горных хребтов бывшего СССР. С востока этот цирк ограничен хребтом Академии Наук; с севера - хребтом Петра I; с юга - Дарвазским хребтом. К западу идет понижение высот, - и названных горных хребтов, и самой долины реки. Река Хингоу течет с востока на запад. Точкой соединения хребтов Академии Наук и Петра I является вершина Пик Коммунизма (7495); точкой соединения хребтов Академии Наук и Дарвазского является Пик Гармо (6595). В этом цирке собирается гигантские массы снега и льда, и образуется тридцатикилометровый ледник Гармо. Из ледника Гармо берет начало Оби-Хингоу.

В топонимике различных культурных регионов всегда присутствуют древние названия, не имеющие никаких смысловых аналогий в языке ныне проживающего населения. Например сибирякам, как современным русским, так и автохтонам - тюркам, совершенно непонятен смысл названия реки Обь. В то же время для любого персоязычного это название абсолютно понятно. ОБ по-таджикски, и АБ по-персидски будет просто “вода”. Так в регионе с преимущественно тюркской топонимикой мы находим древнейший реликт. Скорее всего имя реки Обь сохранилось с дотюркских времен Сибири. Другой пример - название реки Варзоб в Таджикистане. Современные таджики понимают, что название Варз-Об означает “какая-то вода”. В современном таджикском слова “варз” отсутствует. Это слово старо-таджикского языка, который отличается от современного таджикского, примерно как старославянский от современного русского. Меня всегда интересовали такие названия. В частности, я пытался выяснить и смысл названия Оби-Хингоу. Никто не смог мне ответить, что оно означает. Однако выявляется прямая аналогия. Теперь мы знаем об алтайском (тюркском) Кангые, о монгольском Хангае и о тибетском Кунджи. Нет сомнений, что все эти священные наименования традиций Центральной Азии относятся к одной и той-же “сущности”. Они обозначают невидимый, не проявленный внешне, сокровенный качественный центр Вселенной. Абсолютный Центр, символически связанный с образом крови. Теперь почти очевидно, что Оби-Хингоу, это “Вода-Хангай” - “Вода-Кангый”. Река также называется просто Хингоу, то есть - Хангай (Кангый). Смысл алтайского имени Кангый, как говорилось выше, воспринимается тюркоязычными как “сокровенное” или “кровное”, так как “кровь” по-алтайски КАН. О том, что таджикское Хингоу относится к тому же ряду понятий, говорит и то, что по таджикски “кровь” будет ХУН.

Таким образом, мы видим, что история Хазрати Бурха, сохранившаяся в легендах региона Вахио, это история адаптации друг к другу старого “автохтонного” адата и нового адата - непосредственно Ислама в суннитской форме. Эта история очень интересна и раскрывает по-новому смысл и значение старых адатов. Об этом стоит обязательно поговорить, но в другом месте.

Здесь же подведем итог.
Сакральный символизм крови в первую очередь относится к невидимой первооснове проявленного мира связующей все бытие в единый континуум. Эта Первооснова Вселенной имеет наивысший сакральный статус в древних религиозных традициях континентальной Азии.

Вверх.

На главную страницу.