Варварские тексты: Акимова Людмила Ивановна. Утро Эллады

После падения микенских дворцов ок. 1100 до н.э. наступили «темные века» – эпоха крайнего запустения экономической и культурной жизни, когда была даже забыта письменность. Три столетия Греция копила силы для создания новой культуры, творческая мощь которой проявилась в IX–VIII вв. до н.э. В 1877 году видный немецкий антиковед Александр Конце назвал эту эпоху геометрикой – по схематичным, условным формам ее искусства, основанного на линейке и циркуле. Стремительный взлет экономики сопровождался основанием ранних городов и ростом населения, формированием социальных институтов, налаживанием плодотворных связей с Востоком, утраченных еще в XII в. до н.э. Вновь зародилась письменность – в VIII в. до н.э. появилась «Илиада», в следующем столетии – «Одиссея».

Что это было – утро совершенно нового мира, начавшийся «культурный переворот» 1 , вызванный появлением нового железного века, или «греческое возрождение» 2 ? Это остается неясным, но структура новых городов-государств радикально отличалась от прежней. Если ранее организаторами жизни являлись дворцы, собиравшие и распределявшие совокупный общественный продукт, то теперь, когда не было централизованной силы, появилась масса обособленных территорий с царьками, власть которых основывалась на землевладении. Земли – и пахотные, и для выпаса скота – быстро разошлись по рукам, и тем, кому ничего не досталось, пришлось покидать родину, становясь колонистами в других областях. А тем, кому досталось много, но кто не мог указать чтимых предков на родословном древе, пришлось раскапывать древние могилы и учреждать культ в честь микенских праотцев. Следы таких загадочных действ отмечены, например, в Сокровищнице Агамемнона в Микенах или богатой толосной гробнице в аргосской Просимне 3 .

Еще рассредоточенное, анархическое общество начало сплачиваться новой религией – с микенскими богами и героями, которые теперь строго разделялись на бессмертных и смертных, на богов и даймонов, на олимпийцев и обитателей других сфер. Повсюду основывались святилища, пока без каменных храмов, но уже с общенародными праздниками. В безлюдных Олимпии и Додоне стали появляться теменосы, а в малонаселенных Дельфах, древнем святилище Артемиды Орфии в Спарте и на Делосе была учреждена культовая жизнь. Микенский мир не знал ни огромных общенародных святилищ, выстроенных вне города на специальных местах, ни регулярных массовых действ, связанных с почитанием богов обетными дарами. Раньше все самое дорогое отправляли умершим, как то известно по сокровищам шахтовых могил, открытых в 1876 году в Микенах Г. Шлиманом. Ныне могилы пустеют – святилища богатеют. Драгоценные вещи теперь дарят богам.

Среди святилищ Эллады особое место занимает Олимпия. Она расположена в Пелопоннесе, на низменном участке земли, покрытом светлыми рощами, в долине между Алфеем и Кладеем. Здесь хранилась память о родоначальнике второй династии микенских царей – Пелопсе (первую представляли потомки легендарного Персея), некогда победившем в ритуальном состязании местного царя Эномая и давшем имя Пелопоннесу – «Остров Пелопса». Первый ритуал, ныне известный под названием Олимпийских игр, был проведен там в 776 до н.э. Он вырос из погребальных игр в честь умершего бога. В железном веке Пелопс утратил свой божественный статус и превратился в героя; его место занял глава олимпийского пантеона Зевс. Гера, супруга Зевса, сменила бывшую владычицу местности Деметру, жрице которой, единственной из женщин, позволялось присутствовать на празднике и которая, согласно мифу, некогда возрождала Пелопса. Когда Тантал, отец юноши, бывший сотрапезник богов, решил испытать силу их всеведения, подав им плоть сына, смешанную с мясом жертвенных животных, боги опрокинули стол со страшными яствами и отправили нечестивца в Аид. Однако Деметра успела съесть лопатку, и ее потом сделали заново, из слоновой кости, воскресив юношу в еще более прекрасном облике.

Миф о ритуальной трапезе, в котором богиня воскрешает сына-супруга, циркулировал во всех святилищах. Метафорически это представлялось как переваривание отжившей плоти в ее чреве, вследствие которого зарождалась новая жизнь. В Египте известен аналогичный миф о богине неба Нут, регулярно проглатывавшей на закате старого бога солнца Ра и вновь рождавшей его на восходе. Женское лоно, в котором проходил жизнетворный процесс, имело огромную важность. В обряде его представляли сосуды, и прежде всего сосуды для варки пищи – котлы.

Бронзовые котлы были найдены и в Микенах, но только в качестве погребальных даров. Теперь же это – главный дар богам и городов, и общин, и отдельных почитателей; все геометрические котлы – посвятительные памятники, а посвятительный дар связывает дарителя с богом связью жертвы – жреца. В Древнем Египте дары отчетливо вплетались в солнечный культ, они приносились трижды в день – на восходе, в полдень и на закате. Их называли «глаз Гора», что подразумевало жизненную силу, которой Гор менялся с мертвым отцом – Осирисом 4 . Первично жертва связана именно с едой/«жратвой»; обетные дары – поздняя, отвлеченная форма выражения связей богов с людьми как взаимных жертв и жрецов.

Геометрический треногий котел из Олимпии. VIII в. до н.э. Олимпия, Археологический музей // Schweitzer, 1969. Taf. 208

Геометрический треногий котел из Олимпии. VIII в. до н.э. Олимпия, Археологический музей // Schweitzer, 1969. Taf. 208

Только на Балканах популярен треногий котел (рис. 10), в островной и малоазийской Греции – это котел на треноге. Сваренный в таком котле бог символически возрождался, воскрешая общину и весь человеческий мир. Оба его качества – смертность и бессмертие – стали теперь четко разделяться. Так, в Олимпии смертным стал микенский Пелопс, бессмертным – эллинский Зевс. Пелопса почитали ночью, жертвоприношением черного барана, кровь которого лили в вырытую яму, Зевса – днем, приношением белого быка, на высоком ступенчатом алтаре, с дровами из белого тополя. Те, кто вкушал от жертвы Пелопса, не могли причащаться к мясу быка 5 . Ночной и дневной миры разошлись.

Реконструкция ручки геометрического треногого котла с «Тесеем» и «Минотавром» // Schweitzer, 1969. S. 148, Abb. 97

Реконструкция ручки геометрического треногого котла с «Тесеем» и «Минотавром» // Schweitzer, 1969. S. 148, Abb. 97

Котел венчают две кольцевые ручки, в VIII в. до н.э. ажурные, прорезные – не только потому, что идеалы геометрики «бесплотные», но и потому, что ажурность есть признак верховного, «украшенного», «космического» («космесис» по-гречески – «украшение»). Каждую ручку могут поддерживать две мужские фигурки, прозванные «Тесеем» и «Минотавром»: у одной человеческая, у другой бычья голова (рис. 11). Зооморфные черты дольше держатся при ночной сфере бытия, в связи с чем «Минотавр» справедливо связан с ночным солнцем, а «Тесей» – с дневным. У нашей ручки (№ 23.3) фигурок нет, но на ее вершине сидит птица (голубь), обращенная к интерьеру сосуда. В других случаях это пара птиц, фигурка льва или быка. Роль их та же, что и фигурок плакальщиц на микенских вазах: они представляют божество, контролирующее проходящий внутри лона процесс. Но в дальнейшем все чаще возникает фигурка коня – бога солнца в зооморфном облике, уже воскрешенного и путешествующего по кольцу-ручке, как по поднебесью. Рядом проявляется очеловеченный его вариант, и конь с пешим всадником становятся излюбленным типом бронзовых посвящений – такие группы нашли в семи святилищах Греции 6 .

Среди даров в Олимпии доминируют фигурки животных, в основном коней и бычков (№ 25), – почти всегда мужских особей; значительно меньше баранов. Баран как представитель ночного солнца стал вытесняться дневными воплощениями солнца – быка и коня. Геометрика начинает отрешаться от ночных тем жертвенных страстей, поворачивая к дневным, земным, человеческим идеалам.

Неудивительно, что и первые изображения олимпийских богов – маленькие глиняные фигурки (№ 24) – так отличаются от замкнутых микенских: они поражают своей лучезарностью, силой жизнеутверждения, жаждой творчества.

Геометрическое искусство, широко представленное Олимпией, было открыто в 1875–1881 годах немецкими учеными во главе с Фридрихом Адлером и Эрнстом Курциусом; в раскопках принимали участие два выдающихся знатока античного искусства – Адольф Фуртвенглер и Георг Трей 7 . Хотя еще чуть ли не целый век существовала практика увозить все найденное в страну-организатор, в Олимпии все оставили на месте, в созданном в 1887 году по проекту Ф. Адлера музее – тогда почти безлюдном месте, ныне одном из самых посещаемых уголков Эллады. Честь открытия геометрики как важнейшей эпохи греческого искусства принадлежит этим ученым, и особенно А. Фуртвенглеру, которому пришлось изучить на месте сотни памятников, найденных в процессе тяжелых раскопок. Во время землетрясения, случившегося в IV в., не только рухнули здания, но и обвалилась стена священного участка – воды Алфея и Кладея столетиями затапливали его, скрыв под многометровыми слоями ила. Знаменитый ипподром, на котором некогда состязались Пелопс и Эномай, вследствие этого до сих пор не раскрыт.

В период «темных веков» вазопись оставалась единственным мостиком, связующим традицию дворцовой культуры с новой, эллинской. Важный феномен искусства – геометрическая ваза – появился на этом пути в VIII в. до н.э.

Назначение геометрических ваз, имевших разнообразный облик в разных греческих центрах, было погребальным. В них хоронили пепел умерших, они служили надгробиями. Вторая функция не была прежде известна Древнему миру, она означала, что интересы геометрической Греции окончательно отошли от старинных дворцовых: в центре их бытия – человек, его земные свершения, его отношения с миром. Геометрическая система – это сложный иерархический мир, в котором каждый элемент занимает строго определенное место. Старый тип «женских» ваз вроде амфор с объемным туловом сохраняется, но в основном для женских захоронений, широко внедряется новый, «мужской», во главе с кратерами и кувшинами.

Кратер из Беотии (№ 26) представляет один из вариантов керамики этого типа. Он довольно объемный, и тулово делится на две зоны: нижняя украшена однообразно горизонтальными полосами (наследие микенской керамики), верхняя несет на себе фигурный декор с элементами меандра и геральдической композицией: две птицы по сторонам змеи. Тема древняя, знаменующая победу верха над низом, но в то же время змея выступает в роли мирового столпа, она – центр геометрического космоса. Геральдические композиции характерны для тех культур, где формируются ранние государства с их стремлением к закону, централизованному порядку, иерархии.

Кратер с о. Мелос (№ 27) совсем другой формы, он ближе к геометрическим лебесам-котлам, с пухлым «материнским» туловом. Но роспись его связана с верхней, «отцовской» частью сосуда. Низ остается окрашенным черным лаком, верх покрыт узором, состоящим из двух фризов меандра – одного из специфических типов декора геометрики. Меандр – это геометризованная волна, упорядоченная, приобретающая свой ритм шествия. Изломанный под прямыми углами, он намекает и на законченность отдельных бытийственных ритмов, и на бесконечность движения целого. Фланкируются фризы четырехлистниками и фигурками коня; и те и другие связаны с образом четырехчастного космоса, в котором главенствует солнечный бог (конь – одно из его воплощений). На боковых сторонах сохраняются ручки старинного типа в виде головки быка с расходящимися арками-рогами; они есть, например, у знаменитой микенской вазы с воинами, XII в. до н.э. 8 .

Из таких кратеров разливали вино на пирах-симпосиях – то был важнейший ритуал аристократов-мужчин, отчасти унаследованный от крито-микенской культуры, отчасти заимствованный на Востоке. Как солнечный бог на закате претерпевал свои страсти в подводном мире, так греческие мужи собирались у одного из них в доме – пить/пировать до рассвета. Когда солнце появлялось над горизонтом, они расходились по домам, получив свою долю «возрождения». Они пили по греческой традиции космическую жидкость – «культурное» вино, смешанное с «хаотической» водой. Погребальный ритуал и все с ним связанное в геометрике постепенно отодвигались на второй план, на первый выходили проблемы земные, жизненные.

Л.И. Акимова


________________

1 Зайцев , 1985.

2 Greek Renaissance, 1983.

3 Langdon , 1987. P. 110.

4 Englund , 1987. P. 57f.

5 Burkert , 1997. S. 113f.

6 Langdon , 1987. P. 108.

7 Bol , 1976. S. 3–5; Funde aus Olympia, 1980. S. 11–17.

8 Marinatos, Hirmer , 1986. Taf. 256–257.



Источник: Шедевры античного искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.