Варварская энциклопедия: Святой Власий Севастийский

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Икона святого Власия

Икона святого Власия

Иконы святого ВласияИконы святого Власия

Иконы святого Власия

Ещё иконы святого Власия:

"Бог Велес (Волос) в старославянском язычестве, в славянском родноверии, - покровитель скота, Бог богатства, которое в старину измерялось количеством скота у человека, Бог материального благополучия, Бог мудрости. В более позднем варианте полнозвучное слово Волос было заменено на Влас. И в христианстве Велес был заменён на Власия – христианского покровителя скота.

В XI веке храмы святого Власия были поставлены в Новгороде, Киеве, Ярославле. В Москве церковь Власия стоит в Коломенском рядом с местом, почитаемым Велесовым капищем – рядом с камнями-следовиками. Храмы святому Власию повсеместно ставили на местах поклонения Волосу-Велесу.

Христианская церковь отмечает день святого Власия 11 (24) февраля. Другие названия Велесова дня – Васса, Власий, Коровий праздник.

Христиане почитают святого Власия как покровителя рогатого скота. Иконы с изображением Власия ставили в коровниках и хлевах как оберег скотины. В народе Власия называют «коровьим богом», а Велесов день «коровьим праздником». Скот именуют «Власьевым родом», а коров «Власьевнами». В этом полностью подтверждается миф о рождении Велеса от священной коровы.

В некоторых местностях в старину верили, что домовой в день Велеса может заездить лошадей. Чтобы оградить лошадь от игрищ домового, к ней следует, по народным верованиям, привязать кнут и рукавицы с онучами.

Христианские молитвы, обращённые к Власию в его день, - «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали», - «Святый Власей, дай здоровьица теленочку», - «Дай здоровьица ягненочку», - «Угодник Божей Власей! Не оставь скотинку в пути и в дороге, идти без всякого препятствия».

В день Велеса-Власия коров, по народным поверьям, следует обрядово накормить, чтобы они были здоровы. Для кормления пекли специальные сдобы. В Орловской губернии это были пышки с кашей, замешанные на молоке. Обрядовое кормление коров для их здоровья, большого приплода и удоя проводилось также в Тамбовской, Владимирской, Вологодской и иных губерниях.

В день святого Велеса-Власия христиане приносят в церковь масло и оставляют перед иконой Власия. С иконой святого Власия христиане обходили скот во время эпидемий скота, причём, не привлекая к этому попов. Это выполнялось ещё даже в конце 19 века и отмечено этнографами.

В некоторых местностях для предохранения скота от «коровьей смерти» в Велесов день проводили обряд опахивания и обращались к Велесу-Власию как к заступнику скотины. Этот обряд проводился также в день Агафьи Коровницы.

На следующий день после дня Велеса крестьяне выставляли на мороз пряжу – для её беления. Замечу, что пряжа – символ Богини Макоши, жены Велеса. Также на мороз выставляли на другой день после Велесова дня зерно, чтобы мороз его «чуть затронул» – для большего урожая и лучшей всхожести. Зерно и земля, в которую высевается по весне зерно, - также Велесовы и Макошины символы. Называлось это действие с пряжей и зерном - «зорнить», и при этом говорили так, - «позорнишь пряжу после Власия, будешь с деньгами на маслену». Здесь надо учесть, что Велес – он же Бог богатства и материального благополучия.

Из всего этого следует, что уж точно Велес и Велесов день – это не злой дух болезни и не день коровьей смерти, как кто-то написал на одном из наших форумов, а с точностью до наоборот – защитник коров и день праздника скотинки и коров как родственников Велеса.

В этот день крестьяне не работали на скотинке, не утруждали Велесов род, не ездили на лошадях, холили и лелеяли скотинку, угощали выпечкой обрядовой – коровок, лошадок, овечек…"

Источник: http://www.rojdenierus.ru/rojdenie/forum/viewtopic.php?f=6&t=1996

Икона святых мучеников Власия и Харлампия. Икона святых мучеников Власия и Харлампия.
Франциско де Сурбаран. Святой Власий. 1630-1634. Бухарест. Национальный Художественный музей

Франциско де Сурбаран. Святой Власий. 1630-1634. Бухарест. Национальный Художественный музей

Вверх.

На главную страницу.