Варварская энциклопедия: Вахдат ал-Вуджуд

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

ВАХДАТ ал-ВУДЖУД ("единство и единственность бытия") - термин, которым принято называть учение Ибн 'Араби, хотя сам он его не употреблял. Вопрос об истоках Вахдат ал-Вуджуд до конца не решен. В нем можно усмотреть параллели с неоплатоновской эманационной доктриной, гностицизмом, герметической и христианской философией. Непосредственной основой Вахдат ал-Вуджуд послужила суфийская метафизика и теософия, вобравшая в себя элементы всех этих учений, а также калам и фалсафа.

Причина творения, согласно В. ал-В., состоит в стремлении некоего надмирного и самодовлеющего Абсолюта, называемого Сущностью (аз-зат), Реальностью (ал-хакк). Единством (ал-ахадийа), к самолицезрению и самопознанию в предметах сотворенной вселенной (ал-халк). Это стремление побуждает беспредельный и абстрактный Абсолют "являться" (йатаджалли) в сущностях мира, "самоограничиваясь" (такаййуд) и "самоконкретизируясь" (та'аййун) в них. Явление (таджалли) Абсолюта происходит не произвольно, а в согласии с "прообразами" (а'йан сабита) или "возможностями" (имканат), от века пребывавшими в Абсолюте. Реализовавшись в явлениях и сущностях вселенной. Абсолют в какой-то мере утрачивает спою "самодостаточность" (ал-гина), ибо мир становится необходимым модусом и ипостасью его бытия. Обретя свой логический коррелят (ма'лух). Абсолют получает черты божества (илах), наделенного определенными "именами и атрибутами" (=прообразами и возможностями), которые обладают внешним и конкретным бытием. Тем самым Абсолют становится объектом "поклонения" ('ибада) и "суждения" (хукм). В то же время он остается единственным реальным бытием, а мир - его "отражением" (шабах), "химерой" (хайал), не имеющим смысла вне соотнесенности со своим источником. Диалектика проявления Абсолюта во вселенной напоминает, согласно создателю В. ал-В., работу воображения человека, пытающегося представить себя со стороны во всех подробностях и "проецирующего" свое представление вовне.

Атрибуты божественного совершенства пребывают во вселенной в дискретном состоянии (мунфасалан). Лишь в человеке они собраны воедино и воплощены наиболее адекватно, как в "конспекте" (мухтасар). Поэтому в "совершенном

человеке" (ал-инсан ал-камил) Абсолют познает себя во всей своей полноте; человек как бы становится ею самосознанием, "образом божьим".

Антиномию бог-творение создатель Вахдат ал-Вуджуд и его последователи объясняли различиями в точках зрения, которые принимают субъекты суждения: с одной стороны, все (ал-амр) - бог, с другой - мир, а сущность или источник (ал-'айн) один.

Ибн 'Араби полагал, что бытие находится в процессе непрерывной трансформации: в каждый отдельный момент бог предстает "в новом образе" (фи ша'н - К. 55:29), отличном от того, в котором он являлся ранее. Отсюда - неизбежное различие в человеческих суждениях и представлениях о нем. Восприятие богоявления каждым человеком определяется его готовностью (исти'дад), которая, в свою очередь, задана его извечным прообразом. Человек, познающий бога посредством разума ('акл), неизбежно "привязывается" ('акал) к какой-либо конкретной форме богоявления и отрицает чужие представления, продиктованные иными богоявлениями. Лишь истинный "гностик" ('ариф) постигает бога "сердцем" (калб) во всех его ипостасях и изменениях (такаллуб) и потому признает правоту и правомочность любых суждений о нем.

Творение в Вахдат ал-Вуджуд есть продукт "созидающего божественного желания" (маши'а, ал-амр аттаквини), поэтому, с точки зрения маши'а, все существующее и происходящее "угодно" богу. Однако помимо "желания" в мире действует "законодательное волеизъявление" (ал-ирада, ал-амр ат-таклифи), также исходящее от бога и регламентирующее жизнь тварей как "рабов божьих" посредством божественных законов.

В вопросе о свободной воле и предопределении создатель Вахдат ал-Вуджуд, его комментаторы и последователи занимали промежуточную позицию: хотя бог и создает людей и их поступки, он действует не произвольно, а в строгом соответствии со своим "знанием", которое заключено в прообразах.

Антиномия между трансцендентностью и самодостаточностью бога и его имманентным присутствием (сарайан) в сотворенной вселенной решается введением "промежуточного" мира (ал-барзах) или области прототипов ('алам ал-мисал), куда "воображение" мистика может проникать в моменты откровения.

В основе метода рассуждений и доказательств, который использовал создатель Вахдат ал-Вуджуд, лежит аллегорическое толкование (ат-та'вил). Процесс познания отождествляется с беспрерывной (порой крайне вольной) интерпретацией явлений действительности, священных текстов, снов и т. п., открывающей все новые и новые грани калейдоскопически меняющегося бытия Абсолюта.

Учению Вахдат ал-Вуджуд в изложении Ибн 'Араби присуща нарочитая недосказанность и двусмысленность, обусловленная "диалектичностью" и "текучестью" его положений и терминологии. Доведя его рассуждения до конца, переосмыслив их в логико-рационалистическом духе, комментаторы Вахдат ал-Вуджуд в какой-то мере сместили акценты и изменили сущность учения. В дальнейшем недосказанность и бессистемность учения Ибн 'Араби, разноречивые толкования его комментаторов вызвали разнобой в оценках Вахдат ал-Вуджуд в трудах средневековых авторов, а в наши дни - в работах мусульманских и западноевропейских исследователей.

Доктрина Вахдат ал-Вуджуд оказала огромное влияние на развитие мусульманского богословия, философии и "философского" суфизма. Ее восприняли и развили не только крупные суннитские мыслители ал-Кашани, 'Абд ал-Карим ал-Джили, ал- Кайсари, Джами, но и шиитские философы Хайдар Амули, Мир Дамад, Мулла Садра. Особенно много последователей учения было в Ма