Варварская энциклопедия: Святой преподобномученик Симон Воломский, Устюжский

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Святой преподобномученик Симон Воломский, Устюжский

Симон (в миру Симеон), игумен Воломский, Устюжский, священномученик

Симон родился 18 сентября 1586 года на вотчине Волоколамского Иосифова монастыря и в святом крещении был назван Симеоном. Отец его Михаил - монастырский крестьянин, из-за своей бедности не мог дать ему никакого образования и воспитывал сына так, как сам был воспитан, приучая его к хозяйству, к земледельческим трудам.

В 1607 году, в царствование Шуйского, во время волнений и беспорядков, грабежей и убийств, крестьяне были разорены. Обнищавший отец Симеона для спасения своей жизни вынужден был бежать в другое место, а Симеон (которому было тогда уже около 20 лет) не успев уйти вместе с ним, бежал в Москву, где пристал к одному портному и стал учиться у него шить одежду. Научившись портному мастерству, Симеон решил уйти из столицы в более тихое и безопасное место, удалённое от военных тревог.

Направившись к северу, он дошёл до Устюга и остановился там. Как из самого Устюга, так и из окрестных селений ежегодно весной богомольцы отправлялись в Соловецкий монастырь, прославленный подвигами преподобных Зосимы и Савватия. Симеон захотел сам побывать там и поклониться их гробам, поэтому, дождавшись весны, он вместе с другими отправился по реке из Устюга к берегам Белого моря. Молодому человеку, не имевшему семьи и ничем не привязанному к миру, понравилась тихая и спокойная жизнь на морском острове; способный к трудам, он был принят монахами и решил остаться в монастыре, чтобы трудиться на пользу обители.

Прибыв в монастырь неграмотным, он вскоре, под руководством старцев, научился грамоте и церковному пению, был усерден к церковным службам, старался не пропускать ни одной из них, ни утром, ни вечером, выполняя в точности данную ему работу.

В сердце молодого человека со временем появилось желание оставить мир и постричься в монашество, чем больше он думал об этом, тем больше оно в нём усиливалось. Пробыв в Соловецком монастыре три года, он оставил его и отправился искать более уединённое и безмолвное место. Возвращаясь Двиной из Соловок, он услышал, что на реке Пинеге, на Чёрной горе находится монастырь пресвятой Богородицы, игумен монастыря Макарий - старец весьма опытный в жизни духовной и пожелал отправиться туда. Достигнув пустынной обители, он просил игумена принять его в монастырь и удостоить иноческого пострижения. Макарий удостоил его ангельского образа, нарёкши Симоном. Это было в 1610 году, когда уже Симону было 24 года.

Безропотно исполняя все тяжёлые монастырские работы, заменял старших и старался услужить каждому из братии, он носил под одеждой на голом теле жёсткую и тяжёлую власяницу.

Желая полного безмолвия, преподобный получил у игумена Макария благословения и устремился к Новгороду, но не мог там найти себе уединённого места и направил свой путь к Москве, где задержался тоже не надолго. Всё больше удаляясь к северу, отправился к знакомому для него Устюгу. Плывя Сухоной, он везде спрашивал, не знает ли кто пустынного места, где бы он мог поселиться и жить в совершенном уединении. Один крестьянин Антоний посоветовал ему остановиться в двадцати верстах от Сухоны по реке Кичменьге, называемое Волмы. По словам Антония, оно со всех сторон окружено непроходимыми лесными чащами, мхами и болотами и что ближайшие к нему селения находятся с одной стороны в Стриленском в 20, а с другой в Сораевском в 25 верстах от него. Преподобный обрадовался этому и стал просить Антония довести его туда, на что тот и согласился.

Придя на указанное место, Симон помолился, по окончании молитвы он стал рубить лес для построения себе малой кельи, это было 26 июля 1613 года. Антоний пробыл с ним в пустыне несколько дней, а после возвратился домой.

Симон рубил лес, чтобы приготовить землю для посева хлеба и овощей. Только в первый год своего пустынножительства на Волмах, он несколько раз выходил в окрестные сёла и деревни просить семян для посева хлеба и овощей, милостыни для пропитания. А впоследствии питался уже от плода рук своих хлебом и овощами собственного посева. Пять лет он провёл на Волмах в непрестанных трудах и лишениях, никем не знаемый и, не слыша в своей пустыне даже голоса человеческого.

Но о нём узнали окрестные жители, и начали посещать его келью. Вскоре на этом месте была построена церковь, Симон был возведён в сан священника и стал настоятелем новой обители 23 января 1620 года.

Завистники старца, которые строили ему различные козни, издевались над ним в надежде, что он с братией покинет то место. Но во время праздника праведного Прокопия Устюжского злодеи, воспользовавшись отсутствием братии, набросились на блаженного, осыпая его ругательствами и ударам. Страшное зрелище представилось братии, когда они вернулись из Устюга, вопль, стоны и рыдания огласили пустынную обитель. Они жалели о том, что оставили преподобного старца одного в обители, зная к нему зависть и злобу крестьян (по преданию, убийцами преподобного Симона были крестьяне Толстиковы из ближайшей к монастырю деревни Овсяникова, находящейся на берегу реки Кичменги).

Горькими слезами окрапили они опалённое, изъязвлённое и обезглавленное его тело, и с благоговением подняв его с земли, внесли в церковь. Из Архангельского монастыря был вызван иеромонах Ефрем для погребения тела блаженного страдальца, так как в то время в пустыне не было другого иеромонаха, кроме блаженного Симона. Он совершил с великой честью надгробное пение и похоронил преподобного мученика по левую сторону построенной им церкви. Преподобному Симону было 55 лет и 10 месяцев, когда он принял свою кончину, но он был уже сед и казался гораздо старше от постоянных, чрезмерных трудов и лишений.

Его гроб стал источником чудес и исцелений и привлекал множество богомольцев, сама обитель стала более известной и настолько устроилась, что к 1764 году в ней было уже достаточное количество крестьян (71 душа).

Первоначально над мощами преподобного была построена (в 1646 году) зырянином Агапитом два раза получившим исцеление от преподобного часовня, но в начале XVIII века она была уже заменена церковью. Память Симона совершается в день его убийства 12 июля, служба ему составлена во второй половине XVII века, когда началось его почитание. В древнем, рукописном житии святого записано 26 чудес, совершившихся при его гробе.

Источник: http://vologda-oblast.ru/persones.asp?CODE=236

Икона святого праведного Прокопия Устюжского и преподобного Симона Воломского. Работа устюжского мастера. Начало 19 века. в. Великий Устюг, храм святого Стефана Пермского

Икона святого праведного Прокопия Устюжского и преподобного Симона Воломского. Работа устюжского мастера. Начало 19 века. в. Великий Устюг, храм святого Стефана Пермского.

Святой Симон Воломский. Настенная живопись. (Источник)

Вверх.

На главную страницу.